В Казахстане ежемесячно закрываются тысячи компаний. На сегодня зарегистрированных организаций на треть больше, чем ликвидированных, но процесс постоянный и зависит не только от региона, в котором располагается субъект, но и от сферы бизнеса. Чаще всего это компании в сегменте средних предприятий, оптовой и розничной торговли, либо предлагающие услуги по ремонту автотехники.
За шесть месяцев текущего года в РК было открыто 16 631 предприятие, закрыто и ликвидировано за этот же период 10 459. Абсолютный прирост составил 6 172. Больше всего крупных предприятий закрылось в Алматы, а также Павлодарской, Карагандинской, Кызылординской и Западно-Казахстанской областях.
По данным маркетингового центра KazDATA, за полгода зарегистрировано 23 крупных предприятия, но 34 из общего количества за данный период прекратили свое существование. При этом, в сравнении с крупными субъектами, открылось больше средних – 67 организаций, а закрылось 55 из них. В большинстве своем они сосредоточены в Нур-Султане и Алматы. На сегодня уже прекратили свое существование такие компании, как «Акционерный инвестиционный фонд недвижимости «Alatau Capital Estate», «Global Beverages LLP» и «Arhitecture & Construction E.S.».
Бизнес как болевой порог
Как показывает статистика, количество зарегистрированных компаний в стране пусть не намного, но больше закрывшихся предприятий. В разных отраслях и регионах республики причины ликвидации могут отличаться: от низкого спроса на продукт или услугу, роста тарифов, банкротства до чрезмерного контроля со стороны государства.
Страны с развивающимися экономиками тем и отличаются, что в их бизнес-среде слишком много госучастия. По мнению Тедди Холла, старшего партнера Lippincott, это заметно снижает предпринимательский дух и не позволяет формировать атмосферу, основанную на примерах успешных отечественных бизнесменов, за которыми может следовать молодое поколение. Основатель и партнер Alo Wala Technologies Кай Чан при этом настойчиво рекомендует коллаборацию государства, бизнес-сообщества и системы образования. На сегодня, по его наблюдениям, Казахстан пытается сделать прыжок на те high-tech-индустрии, которые считает высокоприбыльными. Но такой скачок может обернуться острой нехваткой профессиональных кадров и неготовой к современным требованиям цифровой экосистемой.
«Обычно предпринимательский дух в стране формируется без страха потерять бизнес. Но казахстанских бизнесменов отличает от зарубежных именно боязнь потерпеть неудачу, даже не начав собственное дело. Культура, когда предприниматель умеет брать на себя все риски, связанные с бизнесом, особенно четко наблюдается в США. По мнению американцев, бизнесмен, не переживший крах собственного дела, считается неопытным и неподготовленным к достижению новых вершин. Казахстанским предпринимателям стоит брать в пример бизнесменов развитых стран, и научиться принимать смелые, более агрессивные решения», –говорит Кай Чан.
Отечественные предприниматели действительно отличаются от зарубежных. Например, тем, что деньги, особенно «длинные», для них зачастую не доступны. Кроме того, нет такого количества источников финансирования, сколько существует в развитых странах.
«Потерять деньги – этообескровить бизнес. Если бы мы были страной с развитой экономикой, то предприниматель, в случае неудачи в одном проекте, нашел бы инвестора или финансирование для другого. Ему намного проще начать заново. Он не боится рисковать и параллельно инвестирует в пять-семь проектов. В то время как в Казахстане, из-за того, что нет инвесторской базы и развитого фондового рынка, бизнесмен ограничен банковскими кредитами, которые требуют твердых залогов. Соответственно, он связан своей традиционной бизнес-моделью», – говорит Талгат Камаров, председатель правления АО «Сентрас Секьюритиз».
Традиционная модель у казахстанских предпринимателей – это бизнес, который вписывается в его кредитную историю, подчеркивает Талгат Камаров. Получить заем под новый проект – это редкий случай. Как правило, кредит дают либо на пополнение оборотного капитала, либо на действующую, уже успешную бизнес-модель. Потому что в новых проектах повышенные риски и чаще всего нет твердой залоговой базы. При этом опираться только на банковский заем при запуске новых бизнес-моделей достаточно сложно.
Каждый сам определяет для себя степень риска. Лейла Абдимомунова, директор BCG, делит бизнесменов на две категории. Первая – это те, кто боится рисковать, потому что вложили в свой бизнес все: начиная от имущества и финансовых накоплений, и заканчивая эмоциональными человеческими ресурсами. Вторая категория – это компании, которым просто нет необходимости рисковать. Они настолько комфортно чувствуют себя в своей среде, что, при отсутствии внешних воздействий и раздражителей предпочитают ничего не менять.
«Если риск оправданный, окупаемый и в дальнейшем несет в себе перспективы большого заработка, они идут на риск, – считает Лейла Абдимомунова. – Чаще всего компании, которые боятся рисковать – это семейное дело. И, как правило, для них бизнес и они сами – это единое целое. Но на сегодня данное поколение бизнесменов входит в тот возраст, когда им пора подумать о преемственности. И здесь новое поколение стоит перед выбором: либо продолжить семейные традиции, либо открыть себя рискам и привлечь внешних управляющих. Но второй вариант у подобных компаний не особо популярен».
Чем меньше предложений, тем выше шанс
По мнению иностранных специалистов, стоит фокусироваться на рынках, где невысокий уровень предложений, но высокий спрос на эти товары или услуги. Обычно страны с развивающимися экономиками стараются наращивать экспорт товаров. Но в таких странах, как Япония, Корея, Индия бизнесмены сосредоточились на внутреннем рынке, в сферах с недостаточно сформированным предложением: в здравоохранении, страховании, финансовом секторе. То есть если создать продукт, который станет пользоваться популярностью внутри страны, то экономический эффект почувствуют не только компании, но и экономика страны в целом.
«Я считаю, что приемлемая для Казахстана бизнес-модель – это проекты, которые создаются внутри страны и работают с внутренним рынком потребления, постепенно наращивая спрос, – говорит Тедди Холл. – Например, индийский бизнесмен, видя спрос на операции на сердце у 1,6 млн людей внутри страны, сформировал бизнес-модель клиники, котораяначала его удовлетворять. По статистике, операции на сердце в Индии в год проводят только 60 тыс. индийцам. Бизнес-модель индийского предпринимателя и врача можно считать успешной, потому что на сегодня он открыл свой госпиталь на Каймановых островах и организовывает медицинский туризм для американцев, которым подобные операции также, по разным причинам, остаются недоступны. Для справки отмечу, что таких граждан США около 24 млн».
Подобной формулой воспользовались и основатели Samsung Group, Kia Motors Corporation и Hyundai Motor Company. Для начала они заняли свободную нишу в своих странах, стали развивать бизнес с нуля, формируя на свою продукцию спрос, и затем, получив достаточный объем сбыта внутри страны, вышли на внешние рынки.
«Казахстанским предпринимателям не стоит бояться создавать бизнес на товарах или услугах с низким уровнем спроса и потребления. Бизнес-модель, которая по-настоящему способна показать рост, это бизнес, которого еще нет в стране. Местные корпорации сегодня сфокусированы на устойчивые инновации. Это означает, что они пытаются сделать что-то инновационное в том продукте или операциях, которые у них уже есть, чтобы повысить их эффективность и прибыльность», – говорит старший партнер Lippincott.
Не изобретая велосипед
Отечественные бизнесмены, однако, считают, что для Казахстана самыми привлекательными остаются отработанные и успешные франшизы, имеющие обдуманныйи ставший экономически успешным кейс. Но успешный на зарубежном рынке продукт не гарантирует такую же популярность в нашей стране, поэтому и подобную бизнес-модель стоит выбирать максимально тщательно.
«Есть бизнес-модели, к которым предприниматель относится как к хобби. То есть владелец-инвестор выступает своего рода бизнес-ангелом проекта. Как правило, такие проекты либо не успешны, либо хронически убыточны», – говорит Талгат Камаров.
По мнению Лейлы Абдимомуновой, о какой-то одной адекватной бизнес-модели для Казахстана говорить сложно. Для отдельной отрасли в целом, как и для каждой компании они специфичны и должны учитывать как этап развития каждого из них, так и наличие конкуренции. Если у казахстанской компании нет внешних стимулов для изменения бизнес-модели, то такие изменения происходят очень редко.
Инновационные бизнес-модели в стране, как правило, преподносятся только с хорошей стороны. Не всегда бизнесмены, что и вызывает у них настороженность, способны увидеть имеющиеся минусы. Первое, о чем думает владелец компании: за привлекательной инновацией всегда есть издержки, которые могут привести к существенным убыткам. То есть любая инновационная бизнес-модель должна покрывать потенциальный расход потенциальным доходом. В том числе и любое внедрение инновационных технологий предприниматель применяет максимально рационально, изучив его со всех сторон и с привлечением независимых экспертов.