Многофункциональный аграрный интернет-портал AgroBiz.kz Айдос Аманбай вместе со своей командой запустили два с половиной года назад. Единая база данных фермеров, агропредприятий, сельских округов и ученых облегчает связь с госорганами и финансовыми институтами. На реализацию проекта было потрачено $78 тыс. Корреспонденту «Капитал.kz» Айдос Аманбай рассказал о том, как современные технологии расширили возможности фермеров и на чем зарабатывает портал.
- Айдос, как возникла идея создания аграрного портала?
- Около 20 лет я проработал на телевидении. Последние мои проекты, которые я вел на государственных телеканалах, были связаны с агросектором. Во время работы я столкнулся с тем, что найти контакты фермеров очень сложно. Большинство хозяйств находится в отдаленных регионах Казахстана, их практически невозможно найти, но и они о себе не заявляют. Со временем у меня начала формироваться своя база данных, и я подумал, что было бы неплохо создать единую площадку с контактами всех фермеров и агропредприятий.
Так как фермеры живут в дальних регионах, у них нет прямого выхода на рынки, поэтому их сложно найти. И выходит так, что посредники зарабатывают больше, чем крестьяне. Теперь же все меняется.
- С кем вы сотрудничаете по проекту?
- Портал существует уже два с половиной года. Я думаю, что агросектор – это драйвер развития экономики Казахстана, а IT-технологии – наше настоящее и будущее. Мы решили объединить два этих направления вместе. Когда начинали, то думали, что к уже имеющейся базе данных сможем добавить больше контактов, которые возьмем у акимата. Но это так не работает, в связи с чем нам самостоятельно пришлось объездить 50 районных центров. Это большие затраты на проезд, питание, проживание, командировочные сотрудникам.
Во время этого процесса мы тесно сотрудничали с акиматами, прежде чем поехать в определенный район, договаривались с ними. Акимы собирали для нас фермеров, которым мы презентовали свой проект, а они открывали у нас аккаунты.
Перед нами стояла задача устранить посредников. Проект пришелся по душе не только фермерам, но и акимам, ведь это поступление денег в бюджет и развитие сельского хозяйства.
Мы объездили почти весь Казахстан, собирая базу данных и презентуя проект. Наши фермеры устали быть массовкой и кормиться обещаниями. Поэтому мы попали в самую точку.
- Какие еще важные функции выполняет портал?
- Помимо фермеров у нас на сайте есть база данных сельских округов. Указана информация: к какому сельскому округу относится тот или иной фермер, чем занимается – животноводством или растениеводством, сколько работают в том или ином округе. Собрана база данных аграрных предприятий и ученых аграриев. Компании и фермеры находят друг друга с помощью нашей платформы. Ученым нужны аграрии для реализации своих проектов. У нас есть и база данных почти всех акиматов страны, которым мы отправляем агродайджесты, то есть подборку сельскохозяйственных новостей.
С нами уже работают США, Италия, Голландия, Германия, Турция и СНГ, которые заходят в агросектор Казахстана через нас. Мы хотим расширить базу и добавить в нее такие страны, как Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан.
- Сколько денег было потрачено на проект и как быстро окупились вложенные средства?
- Мы вложили $78 тыс. Деньги получили благодаря выигранным грантам, казахстанским и зарубежным. Нам потребовалось два года, чтобы окупить вложения. Сейчас, когда все процессы налажены, затрат стало намного меньше. Большая часть уходит на оплату заработной платы сотрудникам. А когда мы начинали, то много денег тратили на поездки по регионам для сбора информации. Вообще, поддержание сайта – это бесконечная работа и вложения.
- Сколько пользователей уже зарегистрировалось на портале?
- На сегодняшний день 37 400 человек, 10 135 открыли свой аккаунт. Идет дальнейшая активная регистрация. За регистрацию на сайте фермеру не нужно платить, а ретейлерам больше не нужно ходить в акиматы и узнавать, чем занимается тот или иной фермер в определенном регионе. Многие хозяйства находят инвесторы.
- На чем тогда вы зарабатываете, если регистрация на сайте бесплатна?
- Сейчас уже другое время, платно регистрироваться почти никто не будет. Даже бесплатно многих приходится уговаривать и рассказывать о преимуществах портала. Но владеть информацией мало, нужно еще ей управлять. Собранная база данных позволяет нам продавать фермерам товар некоторых фирм. Мы осуществляем несколько видов продаж: делаем e-mail, sms и whatsapp-рассылки, обзвоны. Контакты приводят к контрактам. Плюс обслуживаем аграрные предприятия, продвигаем их в социальных сетях, делаем видеоролики, создаем сайты. Предоставляем полное обслуживание со стороны медиа. Кроме того, на нашем сайте компании размещают баннеры. Мы организуем все аграрные предприятия, создаем образ предприятиям.
- По каким критериям вы отбираете фермеров?
- В первую очередь смотрим, насколько хозяйство экологично. Перед тем как зарегистрироваться, фермер заполняет на сайте анкету, пишет, где находится, чем занимается, что продает и что ему требуется для работы. Например, тому, кто продает мясо, нужен корм. Большие и мелкие предприятия находят, взаимодействуя, продают друг другу необходимый товар.
Вначале мы думали, что будем привлекать только крупных фермеров, но в процессе работы пересмотрели стратегию, и сейчас не делим аграриев на крупных или мелких, следим за качеством продукции, которую они выпускают. Например, в Северном Казахстане есть хозяйства с 10 тыс. га земли, но на этой территории пасутся всего 10 коров. И многие ошибочно думают, что наличие большого участка земли равно наличию крупного хозяйства. Но это не так.
- А какой регион оказался наиболее насыщен фермерами?
- Это южный регион, Туркестанская область, где насчитывается 72 тыс. фермеров. В Алматинской области 43 тыс., в Жамбылской – 18 тыс., дальше все меньше и меньше. Поэтому мы были в основном в Туркестанской области, где собиралось 200-250 фермеров. Нам это было экономически выгодно. После того как связи были налажены, продолжили работу удаленно.
- Порталом могут пользоваться крестьяне из отдаленных районов. Не возникает ли с этим проблем? Ведь может быть так, что они не очень ладят с технологиями.
- Я бы не сказал, что совсем не возникает, но не надо ждать, пока решатся все проблемы. Нужно самим создавать востребованность. Даже то поколение, которое далеко от технологий, знает об их необходимости сегодня. Они могут попросить помочь своих внуков. Плюс в этом плане хорошо сейчас помогает государство, внедряя программу цифровизации.
- С какими еще проблемами сегодня сталкиваются фермерские хозяйства?
- Многие фермеры подвязаны на кредитах, а я не считаю, что это хорошо. Кроме того, когда меняется министр, меняются и программы: фермеры только начинают работать с одной программой, как тут же меняется власть, и она перестает действовать. Это проблема на глобальном уровне, не только в сфере сельского хозяйства.
Для себя мы поняли, что не хотим ориентироваться только на мир IT, поэтому создали свой цех. Это мастерская по выпуску сельхозоборудования. Если у нас есть готовая база фермеров, то почему бы нам не продать им свой товар?
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено
использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного
материала необходимо разрешение редакции.