Эстонский агрегатор такси Bolt с 4 сентября начал работать в казахстанской столице. В скором времени он намерен собрать десятки тысяч водителей и пользователей в Нур-Султане, расширить операционную команду, выйти на рынок Алматы и других городов республики. Об этом в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал руководитель подразделения Bolt в Казахстане Арай Бекембаев.
- Скажите, чем примечателен эстонский сервис заказа такси Bolt?
- Транспортная платформа Bolt доступна более чем в 30 странах Европы и Африки, свыше 25 млн человек во всем мире являются нашими пользователями. По данным Financial Times, Bolt входит в тройку самых быстрорастущих компаний Европы. Сегодня она оценивается более чем в $1 млрд, последний инвестиционный раунд составил $175 млн. В рамках стратегии развития бизнеса было решено запустить сервис такси Bolt в Казахстане, начав с Нур-Султана.
- Когда компания начала планировать свой запуск в Казахстане?
- В марте этого года со мной связались представители Bolt с предложением присоединиться к их команде, поскольку компания заходит на казахстанский рынок. А 15 апреля я уже приступил к работе по запуску сервиса такси Bolt в Казахстане, и в течение двух недель мы сформировали команду.
- Чем Bolt отличается от «Яндекс.Такси», Maxim и других подобных компаний?
- Основное отличие заключается в операционной эффективности, благодаря которой мы можем предложить нашим водителям более выгодные условия по сравнению с другими агрегаторами такси, а пассажирам – лучшие цены. Мы поняли, что если водители довольны своей работой, они предоставляют качественный сервис и радуют клиентов. Довольные водители – счастливые пассажиры. Кроме того, Bolt изначально был основан как сервис такси в 2013 году. Это не огромная корпорация, которая фокусируется на отдельных участках одновременно, а сервис такси, помогающий комфортно добраться из точки А в точку Б. В какой-то момент такой подход понравился многим жителям Эстонии, Грузии, Украины – сейчас у Bolt свыше 25 млн пользователей в более чем 30 странах мира.
- Тем не менее, как вы намерены конкурировать с действующими такси-сервисами в Нур-Султане?
- Казахстан – не первая страна, куда приходит Bolt, когда на рынке уже есть другие игроки и конкуренция. Однако во многих странах, где мы работаем, люди быстро полюбили наш сервис. Мы считаем, что в Казахстане есть место для нового игрока. У людей должен быть выбор, каким такси пользоваться, и чем шире этот выбор – тем лучше.
Для нас не стоит задача бороться с конкурентами в столице. Мы в первую очередь делаем акцент на европейском сервисе и нашей операционной модели: меньшая комиссия для водителей и партнеров-таксопарков и более приемлемые цены для наших клиентов.
В любую страну, где запускается Bolt, сервис такси заходит интенсивно, предоставляя скидки до 50% на все поездки в течение определенного времени. Скажем, если вы сегодня зайдете в приложение и увидите рекламу, пройдя по ссылке, можно получить промокод на скидки до 50% на поездки. Так мы даем понять, что заходим на рынок.
- Расскажите об инвестициях компании в развитие сервиса в Казахстане?
- При запуске на новом рынке штаб-квартира Bolt в Эстонии инвестирует сразу по нескольким направлениям бизнеса.
Например, для запуска и развития сервиса такси в Казахстане в рамках маркетингового направления – это опять же 50% скидки, которые получают пассажиры на первые поездки с Bolt. Так, если такси будет стоить 500 тенге, наши клиенты заплатят со скидкой лишь 250 тенге.
По факту в самом начале – при запуске в новой стране – Bolt готов заплатить вторую половину стоимости поездки из своего кармана. Получается, что эту разницу компания выгодно инвестирует для привлечения внимания пользователей к новому для них сервису.
- Как работает ваша операционная команда?
- На самом деле, помимо операционной у нас есть команда, которая взаимодействует с клиентами. Эти два основных блока сконцентрированы именно в Нур-Султане. Сам сервис состоит из двух приложений: у водителя свое приложение, и у пассажиров – свое. При этом задача – поддерживать бесперебойную работу приложения для водителей и пассажиров, обеспечивая при этом высокий уровень обслуживания и приток клиентов.
- Сколько водитель компании Bolt может реально заработать в Казахстане на сегодняшний день?
- Это зависит от того, сколько и когда они хотят работать. Можно работать полный рабочий день или зарабатывать лишь дополнительные деньги, трудясь несколько часов в неделю. Если говорить про целый день, то сумма начинается со 150 тыс. тенге в месяц. Но это должен быть водитель, работающий с отдачей.
Если водитель будет совершать больше одной поездки в час, то для нас это нормально. А на коротких расстояниях он может совершить до 3-4 поездкок в час. У нас не стоит задачи, чтобы он гнал по дорогам с красными глазами – свыше 10 часов ни один водитель у нас работать не будет. Если он все время находился на линии без перерыва, наше приложение его не пустит, это попросту небезопасно.
- Сколько водителей и пользователей вы планируете собрать в ближайшее время?
- Мы видим большой спрос на установки нашего приложения и планируем, что уже в ближайшее время к нам присоединятся тысячи водителей и пользователей. Bolt хочет достаточно масштабно запуститься в Нур-Султане, чтобы в дальнейшем перейти на рынок Алматы и других городов.
- Расскажите, каким будет ваш гараж такси на первоначальном этапе?
- Все наши машины не старше 2000 года. Есть определенные страны выпуска, где мы берем автомобили не старше 2010 года. Наши авто в хорошем состоянии снаружи и внутри.
Водитель может зарегистрироваться со своим автомобилем через парк, с которым мы сотрудничаем.
- Когда вы планируете выйти на самоокупаемость?
- Мы рассчитываем, что примерно через год-два все вложенные средства вернутся, и тогда можно будет выйти на точку безубыточности.
Кроме службы такси Bolt также занимается арендой самокатов и мотоциклов через приложение, развивает сервис по доставке еды. В перспективе компания готова заняться этим в Казахстане.