Почему женское предпринимательство нуждается в поддержке и с какими ограничениями сталкиваются бизнесвумен, в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказала национальный менеджер программы ЕБРР «Финансирование и развитие МСБ» в Казахстане Алма Касымова на площадке четвертого Евразийского женского бизнес-форума «EWBF-2019». В этом году форум собрал прогрессивных, активных и успешных в бизнесе женщин из Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана.
– Алма, женское предпринимательство набирает обороты, но все еще нуждается в поддержке. Почему?
– Прежде чем запускать программу ЕБРР «Финансирование и развитие МСБ» с фокусом на женщин, мы выявили основные проблемы в сегменте малого и среднего бизнеса. Мировая статистика показывает, что из всех кредитующихся предпринимателей – только 3% женщины. В Казахстане женщины-предпринимательницы в малом бизнесе занимают долю в 40%. Из этих 40% половина – это микробизнес, который приносит небольшой доход. И чаще всего от малого к среднему бизнесу переходят мужчины. Но тут сказывается и наша культурная особенность. Поэтому мы хотим предоставлять равные возможности для развития бизнеса как женщинам, так и мужчинам. В Казахстане поддерживается национальная стратегия гендерного равенства. И у ЕБРР также есть обязательства по этому направлению.
– Что, по вашему мнению, мешает женщинам развивать свои бизнес-проекты?
– Стереотипы. Например, женщинам, которые ведут малый бизнес, не хватает залогового обеспечения, для того чтобы взять в банке крупный кредит на развитие. При этом проект может быть успешен, но банк в первую очередь смотрит на финансовую составляющую. Поэтому у мужчин больше шансов получить крупный кредит. Это же касается и тендеров.
Очень много женщин выпадают из бизнеса из-за семьи, детей. У нас нет международных схем, которые позволили бы предпринимательницам без ущерба для карьеры рожать детей. У нас не принято работать полдня. Не так популярны декретные отпуска для мужчин. Но мы к этому постепенно движемся. Я знаю, что на рынке есть скепсис по отношению к женскому предпринимательству.
– Форум проводится в четвертый раз. Можете ли вы отметить положительные тенденции в развитии женского предпринимательства за это время?
– Положительная тенденция однозначно есть, сейчас много женщин работают на крупных предприятиях в том числе. Одно из исследований показало, что женское деловое сообщество разобщено. Именно для этого мы проводим подобные мероприятия. Бизнесвумен нужна поддержка... Сегодня я вижу, что все больше и больше женщин вырастают до среднего бизнеса. Это новое поколение. Они получили образование, стали интернет-грамотными. Мы помогаем им не бояться и двигаться вперед.
– Какой процент женщин смог заявить о себе в большом бизнесе?
– Процент все еще маленький. Всемирный банк занимается крупными корпорациями, в которых первые руководители – женщины, но процент я пока назвать не могу. Есть много женщин, занимающих вторые позиции в компаниях, например, заместитель первого руководителя. Однако все еще актуален стереотип, что не каждая женщина способна выйти на уровень СЕО. В Центральной Азии другая тенденция. Здесь считают, что развивать бизнес легче, если в компании работает больше мужчин.
– На каком этапе развития женский бизнес находится сегодня, какие перспективы вы можете обозначить?
– Я склонна к оптимистичным прогнозам. Правительство активно работает в направлении развития МСБ, и многие бизнесвумен приезжают, чтобы перенять наш опыт и знания. Вообще, все зависит от самого человека, насколько он ментально открыт и восприимчив, ведь возможностей очень много, но при этом они невечны. Думаю, быть предпринимателем – это талант. И чем больше я работаю, тем больше подтверждается моя теория. Говорят, что сложно соблюдать баланс между бизнесом и семьей, и чаще всего бизнесвумен ассоциируются с одинокой женщиной. Но это не так. Многие успешные бизнесвумен также успешны в семье. Соблюдение баланса в жизненных сферах и каждодневные маленькие шаги для развития своего дела обязательно приведут к успеху.