О том, как делать бизнес на генетических исследованиях, у которых не будет большого количества клиентов в разговоре с корреспондентом делового еженедельника «Капитал.kz» рассказал победитель проекта «100 новых лиц Казахстана» Болат Султанкулов.
Болат окончил Ноттингемский Университет по специальности «Бакалавр наук в области генетики» в рамках программы «Болашак». Профессиональную карьеру он начал строить в 2010 году в РГП «Республиканская коллекция микроорганизмов» младшим научным сотрудником, также работал в Национальном центре биотехнологии в Назарбаев Университете. А в 2014 году решил открыть собственное дело, основав компанию «Клеточная терапия», которая стала заниматься разработками в области регенеративных технологий. Помимо этого, Болат является сооснователем ТОО «Pommedevie», которое создает сыворотку для регенерации кожи на основе факторов роста. выделяемых стволовыми клетками.
- Болат, как вы стали участвовать в проекте «100 новых лиц Казахстана»?
- Я попал на конкурс от ассоциации «Болашак». Однажды мне позвонили и сказали, что хотят зарегистрировать мою кандидатуру в этом конкурсе. Я удивился, поскольку в стране есть огромное количество других достойных людей. Затем было несколько интервью по телефону, а потом я стал победителем.
- Вы попали на конкурс, прежде всего, как ученый?
- Нет, как предприниматель. Просто у меня бизнес в области науки – я открыл лабораторию, где мы занимаемся исследованиями в сфере клеточной терапии, выделяем и выращиваем дермальные аутологичные фибробласты, которые участвуют в восстановлении кожи, очень эффективны в борьбе с рубцами, а также оказывают омолаживающий эффект. Пионером в этой области является американская компания Fibrocell, которая получила разрешение FDA (Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов. – Ред.) и признана эффективной и безопасной. Из жировой ткани пациента выделяются так называемые стромальные клетки, которые очень эффективны при борьбе с различными проблемами кожи. А омолаживающая сыворотка делается на основе стволовых клеток человека.
- Будучи ученым, почему вы решили стать предпринимателем?
- По образованию я генетик и первые серьезные исследовательские шаги делал в регенеративной медицине, в области стволовых клеток. Я сразу понял, что за этим будущее, и у меня появилось желание открыть что-то свое в данном направлении. Меня поразила история компании Boots: 150 лет назад это была маленькая аптека, а сегодня – одна из крупнейших фармацевтических компаний Европы. Я всегда хотел и хочу создать компанию, которая будет развиваться и служить обществу более 100 лет. Кроме того, стимулом была маленькая заработная плата ученых, я ведь приехал из небольшого города Кентау, у меня не было ни квартиры, ни машины, нужно было помогать семье…Необходимо было рискнуть и открыть свое дело как можно раньше.
- С чего вы начали свой бизнес-проект?
- Я подал заявку на участие в госпрограмме «Дорожная карта бизнеса-2020» еще в 2014 году и сумел получить грант в 9 млн тенге. На эти деньги я открыл лабораторию, купил оборудование. Кроме этого, потихоньку вкладывал в бизнес собственные деньги, нашел заинтересованных и надежных партнеров и начал развиваться
- Как работает ваша компания, большой ли у нее штат?
- Сегодня у меня две лаборатории – в Нур-Султане и Алматы. Как правило, мы работаем с косметологическими клиниками – лечим и убираем рубцы, занимаемся омоложением кожи. Сама модель управления довольно компактная, не требует огромного количества сотрудников, достаточно иметь несколько хороших лаборантов. Непосредственно работу с пациентами, забор тканей и введение проводят доктора клиник-партнеров. Помню, когда мы начинали, многие просто не понимали, для чего нужны регенеративные технологии, как работают клетки, не совсем верили в их эффективность. Люди не осознавали важность ростовых факторов в поддержании здоровой кожи, ведь мы начали деятельность в 2013 году и стали третьей компанией в мире, которая это делала. Однако за шесть лет у нас появились свои клиенты, и сегодня уже никого не удивишь ростовыми факторами и словом сыворотка, сейчас огромное количество продуктов на их основе. Тем не менее наш продукт по качеству не уступает зарубежным аналогам, в некоторых вещах даже превосходит, например, в цене, и мы надеемся, что в скором времени сможем занять свою нишу на рынке Казахстана и стран СНГ.
- Насколько рентабелен подобный бизнес в Казахстане?
- Конечно, наши услуги стоят недешево. Одно введение фибробластов – больше 300 тыс. тенге. Мы ведь покупаем реагентику в долларах и евро. Мы не знаем, как формировать бюджет, поскольку импортируем все реагенты из-за рубежа. Разумеется, сами тоже выращиваем клетки, выделяем их, но необходимое для этого сырье закупаем в Америке и Европе.
- Можно ли производить это сырье внутри Казахстана?
- У нас его можно производить, но нет рынка сбыта. Ежегодно на науку, в частности на «Науку о жизни», в стране выделяется около трех миллионов долларов. Это капля в море. Инвестиции в производство питательных сред не окупятся достаточно быстро, к тому же придется конкурировать с западными производителями, точнее с устоявшимися брендами, можно было бы это все делать для частного рынка, но биотехнологический рынок у нас только развивается.
- Не испытываете ли вы проблемы с ведением бизнеса в Казахстане, я имею в виду то же налогообложение…
- Особых проблем нет. Мы исправно платим налоги, но сложность опять же в отсутствии рынка. Коммерческий рынок услуг в Казахстане развит слабо, и при этом невысокая плотность населения. В итоге нашими услугами пользуются менее одного процента казахстанцев. Это, скажем так, не масс-маркет, поэтому нужно расширять бизнес в сторону стран ближнего зарубежья. Скорее всего, в ближайшее время будем рассматривать выход на рынки соседей, например, Узбекистана и Кыргызстана. Помимо этого готовим новые продукты, более доступные для населения. Рынок требует гибкости и способности адаптироваться, скучать не приходится.
- Удалось ли вам выйти на самоокупаемость, и какова капитализация вашей компании?
- Да. За шесть лет я уже вышел на самоокупаемость, но в то же время постоянно инвестирую: купил новую лабораторию, открыл комнату, которая соответствует всем условиям чистоты лаборатории, занимающейся выращиванием клеток человека. Что касается капитализации нашей компании, то она составляет порядка $200 тыс.