Чуть больше года назад генеральный директор компании Red Point Kazakhstan Асель Кожакова основала еще одну компанию Qazaq Home – Qhome, которая специализируется на домашнем текстиле. Преимущественно предприятие занимается пошивом постельного белья и одеял в стиле пэчворк (одеяло очень похоже на құрақ көрпе, но его не стелют, а укрываются им). В компании есть также корпоративное направление – это пошив футболок, свитшотов, спортивной формы, форменной одежды. О том, почему стоимость одежды, произведенной в Казахстане, выше, чем у привозных аналогов, как можно снизить себестоимость и обойти конкурентов – корреспонденту делового еженедельника «Капитал.kz» рассказала Асель Кожакова.
- Асель, как возникла идея открыть казахстанский швейный бренд?
- Можно сказать, что я реализовала свою мечту. Идее уже лет восемь. Исполнить ее раньше не получалось – то не было денег, то сил, то страх, то не было понимания, как устроен этот бизнес. Рисковать не хотелось, но идея так и не умерла.
Раньше я немного увлекалась шитьем пэчворк-одеял, меня стали просить друзья и знакомые сшить на заказ. Я понимала, что шить самой на продажу очень тяжело, тем более что я не профессиональная швея, поэтому решила поставить производство на поток. В процессе работы мы поняли, что производить только пэчворк невыгодно, ресурсозатратно и трудоемко, к тому же дорого, да и рынок у нас не совсем готов. Мы начинали с одной идеи и постепенно пришли к решению, что будем производить именно домашний текстиль.
- Где вы закупаете материалы? Есть ли проблемы с сырьем?
- Проблемы, конечно, есть. Гладко не бывает. На начальном этапе мы работали с производителем сырья из Шымкента. Однако рынок диктует свои условия. Покупатели хотели простыни на резинке, а ткани, которые производятся в Казахстане, технологически не могут быть достаточной для нас ширины. Мы вынуждены были искать замену. Самыми близкими и очевидными рынками являются Китай, Турция, Россия и Беларусь. Заказывать ткани в Китае и Турции невыгодно из-за эффекта масштаба – они требуют большой заказ на минимальную партию, которую мы не сможем реализовать. Да и таможенные ставки высокие – себестоимость белья увеличится. К тому же мы специально окрашиваем ткани в свои фирменные цвета – стальной серый и цвет увядшей розы. Не все фабрики так могут. Еще одна особенность наших тканей в том, что гладкокрашеный сатин, из которого мы шьем – один из самых сложных для производства. И для того, чтобы его произвести, нужно сделать много образцов. Самыми выгодными, удобными и недорогими партнерами оказались белорусы. Причем первый контакт с ними мы наладили на одной из выставок в Нур-Султане. Так что бизнес-выставки бывают полезны, советую предпринимателям не игнорировать профессиональные мероприятия. Фабрика в Беларуси специально окрашивает ткани в цвета по нашим требованиям и отправляет нам, а уже в Казахстане мы сами из них шьем. Думаю, что проблемы с сырьем есть у всех отечественных производителей, его просто нет.
- Сложно ли вам совмещать одновременно несколько видов бизнеса?
- Конечно, сложности есть, потому что это совершенно разные направления. Если в Red Point Kazakhstan (маркетинговое и пиар-агентство) я занимаюсь операционной деятельностью и руковожу компанией сама, то в QHome у нас есть директор, который занимается процессами и ежедневным бизнесом. В QHome я в большей степени выступаю инвестором и идейным вдохновителем. Кроме того, Red Point Kazakhstan ведет весь маркетинг QHome, начиная с развития бренда, включая сайт, интернет-магазин, работу в социальных сетях, упаковку и прочее.
- Сколько инвестировали в проект?
- Инвестиции ушли на приобретение оборудования, аренду цеха, закуп сырья, заработную плату сотрудников. Немного позже мы приобрели собственное помещение. В совокупности это порядка пятнадцати миллионов тенге. Это все, что мы инвестировали при открытии QHome.
- А деньги где брали?
- Деньги наши собственные. Мы пробовали обратиться в фонд развития предпринимательства «Даму» и другие организации, которые предоставляют кредиты и гранты. Но, к сожалению, нам везде отказали, потому что бизнес оказался не инновационным. И, по-видимому, поддержку бизнесу такого рода государство не оказывает.
- С учетом того, что сырье вы покупаете не местное, как это отражается на себестоимости продукции?
- Себестоимость достаточно высока, да и организовать производство в Казахстане в принципе дорого. При продаже товара мы ставим коэффициент 1 к 2. Это очень маленькая цена на выходе, потому что позволяет только держаться на плаву. Мы пока не зарабатываем тех денег, каких хотелось бы, но продолжаем развивать бренд. Я понимаю, что есть недоверие, потому что сама работаю с малым бизнесом и вижу, что для начала нужно дать рынку привыкнуть к вам. Мы решили продавать через интернет-магазин. Был опыт выхода на розницу, но любая розница дает удорожание товара на 30%, то есть наш продукт станет очень дорогим. Продукция, произведенная в Казахстане, дороже из-за того, что мы зависим от сырья, доставки и других факторов, поэтому мы выбрали продажи через интернет-магазин. Это дешевле для конечного потребителя.
- Какие рынки сбыта вы используете?
- Громко будет говорить о рынках сбыта. Мы продаем на территории Казахстана. Основные наши покупали в Нур-Султане, немного в Алматы, есть корпоративные клиенты врегионах. Как я сказала, у нас есть корпоративное направление. Это позволяет нам, как и любому бизнесу, иметь гарантированный заказ. Говорить о том, сколько товара мы производим, достаточно сложно, потому что если у нас есть корпоративные клиенты, то мы переключаемся на них. Постоянно в работе задействованы все швеи, и процесс идет либо на розницу, либо на корпоративных клиентов.
- Что можете сказать об основных рисках в вашем деле?
- Как и в любом другом бизнесе, риски есть. В Казахстане нет своего сырья, в легкой промышленности мы очень зависим от других рынков. Невозможно конкурировать по цене с Турцией, Беларусью или Китаем, которые имеют всю производственную цепочку на своей территории. Они производят ткани у себя. и себестоимость соответственно намного дешевле. Кроме того, у них есть эффект масштаба при большом производстве – чем больше, тем дешевле. Чем QHome отличается? Думаю, стилем. Поэтому мы выкрашиваем, а не закупаем готовые ткани и разрабатываем свой цвет. Мы шьем из гладкокрашеного сатина высокого качества. У нашего текстиля современный, европейский дизайн.
- На что приходится большая часть затрат?
- Больше всего затрат приходится на закуп материалов, потому что это самая дорогая расходная часть.
- Какие перспективы вы видите в этом бизнесе?
- Хочу сказать, что мы постоянно развиваемся. Тем и хорош малый бизнес, что мы можем адаптироваться, быстро меняться и быть гибкими. Рынок диктует совершенно другие требования и условия, чем были год назад.
Мы меняем размеры белья под требования рынка: стали шить двуспальные комплекты с двумя пододеяльниками и простыней на резинке. Даже упаковку поменяли и сделали локальной – с иллюстрацией известного казахстанского художника-карикатуриста Мурата Дильманова. Недавно, следуя трендам рынка, мы начали производство подушек, которые дешевле, чем у конкурентов. Хочется развивать бренд Qazaq Home – Qhome и делать ставку на маркетинг.
В заключение хочу отметить, что мы находимся на самом старте, и это вызывает невероятный азарт и интерес к тому, что шаг за шагом развиваешь свое небольшое дело, ставя новые задачи и цели. И когда ты видишь первые результаты, это становится еще одним витком в создании чего-то большего. Однажды заинтересовавшись пэчворком, мне удалось открыть для себя совершенно новый мир создания отечественного текстиля, который не уступает по качеству зарубежной продукции.