Культура микропредпринимательства с naimi.kz
АВТОР

15.03.2019 • 09:00 1730

Культура микропредпринимательства с naimi.kz

Самозанятые должны продавать свои услуги, а не ждать, когда их выберут, считает основатель проекта Улан Каирбеков

Сегодня мобильным приложением от компании naimi.kz, которое помогает найти нужные сервисные услуги, пользуются по всему Казахстану. Ежемесячно около 40 тысяч пользователей с помощью этого ресурса находят электриков, уборщиков или дворников с выгодными ценами за работу. Но самое главное – данная платформа дает возможность найти клиентов самозанятым специалистам, которые могут предлагать свои услуги в онлайн-режиме. В беседе с корреспондентом делового еженедельника «Капитал.kz» основатель naimi.kz Улан Каирбеков рассказал о причинах успеха своего проекта, его стоимости на данный момент и преимуществах в сравнении с конкурентами.

- С чего начался проект?

- Изначально вместе со своими партнерами я занимался интернет-маркетингом. Мы разрабатывали сайты, а потом их продавали. Плюс к этому у нас была свояклининговая компания. Однако через какой-то период мы в очередной раз аудировали наш бизнес и думали над тем, как двигаться дальше с учетом нарастающей конкуренции. В сегменте тех же клининговых услуг нашими главными конкурентами были не крупные компании, а просто работающие на себя физлица. В итоге появилась идея создать площадку для людей, оказывающих бытовые услуги в различных сферах, чтобы с помощью нашего ресурса те же уборщики, электрики или сантехники могли бы находить себе клиентов. Так возник стартап naimi.kz. Сегодня это мобильное приложение, где зарегистрировано около 75 тысяч специалистов со всего Казахстана.

- C какими трудностями вам пришлось столкнуться?

- Мы тратили много денег на поиск бизнес-модели. Все было нормально до тех пор, пока мы не начали работать вручную. Пока количество заказов было лимитировано, мы могли сами их обработать, но когда заказов стало больше, у нас перестало хватать ресурсов на обработку каждой заявки. Соответственно специалисты начали обходить нашу систему, комиссию платить не нам, а договариваться с заказчиками, говорили клиентам: «Отмените заказ naimi.kz в обмен на 20%-ную скидку». Далее мы перешли на другую бизнес-модель. Она называлась «заплати за лит», то есть специалист платит нам определенную сумму, чтобы оплатить контакт клиента. Все очень просто: заказчик оставляет заказ, и мы отправляем его специалистам. Однако наши специалисты не были готовы к этому: «Почему я должен платить за контакт, если меня, возможно. даже не выберут!»

- Что вы имеете в виду?

- Ну, так бывает, когда специалист платит за контакт заказчика, звонит ему, а тот говорит, что обстоятельства изменились, мол, прости, сегодня не получится. То есть у специалистов возникает вопрос: почему так происходит, если я заплатил за контакт? В итоге мы перешли на новую бизнес-модель «Оплата за тарифы». Специалист покупает тариф на какой-то промежуток времени – 10 или 30 дней – и может откликаться без ограничений. То есть клиент оставляет заявку, которая падает в приложение. В конечном итоге наш специалист теперь может одновременно видеть порядка 10 заявок и в принципе на все откликнуться, пока действует его тариф.

- Во сколько обойдется ваш тариф рядовому самозанятому специалисту?

- Цена строится динамически: в зависимости от популярности услуги, от сезонности. Садовники или установщики кондиционеров в зимнее время могут получить более дешевый тариф. Но тариф для электрика или сантехника на 10 дней будет стоить порядка 1350 тенге.- В таком случае, чем вы принципиально отличаетесь от того же OLX?

-У нас маркетплейс. Мы отличаемся от других платформ тем, что проверяем специалистов, смотрим на отзывы про них. Например, если специалист испортил что-то в доме и о нем оставили плохой отзыв, мы заблокируем его. У каждого специалиста в приложении есть своя анкета. Есть отзывы, есть рейтинг и есть прайс-лист, который пользователи могут посмотреть. Кроме этого, мы консультируем самих специалистов: как правильно отправлятьприложение заказчику, как нужно общаться с заказчиком. В общем, стараемся привить имкультуру микропредпринимательства, чтобы люди могли продавать свои услуги, а не просто ждали, когда их выберут.

- Сколько специалистов вы заблокировали на своем ресурсе за последнее время?

- На нашем сайте объем положительных отзывов составляет 96%, оставшиеся 4% – негативные. Однако для всех негативных отзывов у нас свой персональный подход. Тут могут быть виноваты не только специалисты. Допустим, один заказчик вызвал 10 специалистов и на всех отреагировал негативным отзывом. Тут мы уже оцениваем, кто прав, кто виноват. Возможно, проблема с самим заказчиком, а не со специалистом. А может быть, при низком бюджете он выставляет слишком высокие требования, поэтому оставляет негативный отзыв. Иными словами, к каждому кейсу у нас персональный подход, поэтому мы решаем, в каких случаях блокировать специалиста, а в каких нет.

-Давайте перейдем к финансовой составляющей. Сколько в общей сложности вы потратили за запуск naimi.kz?

- Компания существует с февраля 2015 года. За весь период, с учетом того, что использовались три различных бизнес-модели, мы потратили около 300 млн тенге. На начальном этапе это были наши деньги, плюс мы взяли кредит. Лично своих денег явложил около $70 тыс.

- Можно ли сказать, что часть этих денег просто сгорела с учетом того, что вы постоянно меняли бизнес-модели?

- Я бы не сказал, что эти вложения просто сгорели. Если бы мы не потратили эти деньги туда, куда потратили, тогда вообще не было бы этого ресурса, наверное. Здесь важен конечный результат. Мы уже вышли на самоокупаемость и теперь можем вкладывать деньги в масштабирование компании. Иначе говоря, нам важна капитализация наших вложений.

- Какова капитализация вашей компании в 2019 году?

- Сегодня нас оценивают в $5 млн.

- Каков ежемесячный доход компании?

- Доход компании я не могу озвучить, поскольку это коммерческая тайна. Могу лишь уточнить, что суммарный доход наших специалистов в месяц составляет порядка 150 млн тенге.

- На вашем ресурсе нет коммерческой рекламы. С чем это связано?

- Пока у нас действительно нет рекламы. Хотя на нас выходит много компаний, в частности, производители бытовой химии, строительные магазины. Но мы хотим подойти к рекламе более основательно, чуть позже.

- Ваши ближайшие планы?

- Как вы знаете, с этого года в Казахстане внедрили Единый совокупный платеж. Мы со своей стороны введем механизм, позволяющий нашим специалистам, как самозанятым, через нас оплатить ЕСП.Возможно, это станет нашим первым актом партнерства с государством. Кроме Астаны и Алматы, мы хотим активнее присутствовать в других городах: Караганде и Шымкенте. При этом в нашемприложении мы запускаем совершенно новые категории: IT-фриланс, юридические услуги, красота и здоровье.

- Как запустить стартап в Казахстане? Дайте пошаговую инструкцию.

- Если вкратце, то в первую очередь нужно набрать команду, собрать профессионалов. Затем сформировать базу самих специалистов. Мы прекрасно понимали, что если запустим пустой сайт, где нет никого для оказания услуг, это будет выглядеть очень странно. Поэтому мы начали находить контакты в интернете, в справочниках,обзванивать всех подряд. За месяц связались примерно с двумя тысячами человек. Все процессы происходили по телефону. В итоге, когда появились первые заявки, мы тут же звонили своим специалистам и спрашивали, кто хочет взяться за эту работу.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

бизнес мобильное приложение Naimi.kz

15.03.2019 • 09:00 1730

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Культура микропредпринимательства с naimi.kz
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика