Самые крупные контракты в области ландшафтного дизайна заключаются на озеленение городов. Сегодня эта услуга активно развивается, учитывая темпы благоустройства Алматы. Бизнес этот непростой, поскольку уровень ответственности и требования к таким компаниям со стороны городских властей достаточно высокие, рассказала в интервью деловому еженедельнику «Капитал.kz» президент Ассоциации озеленения Казахстана Татьяна Антоненко. За последнее время подход к облагораживанию Алматы сильно изменился, в частности, оцифровано каждое дерево в городе, и оно находится под контролем властей.
- Для алматинцев одной из самых чувствительных тем является экология. Все, что связано с посадками и вырубками зелени, вызывает эмоции. Расскажите, кто занимается озеленением города.
- Организацией этого процесса занимается Управление зеленой экономики Алматы. А непосредственно озеленением – ландшафтные компании. Тут стоит пояснить: есть ландшафтники, которые работают с частными лицами, то есть занимаются озеленением и благоустройством частных коттеджей, есть специалисты, которые работают с девелоперами, и те, которые работают с городскими властями. По последнему направлению работают только специализированные компании, которые участвуют в тендерах, таких в Алматы не больше десяти. Для них существует очень большой перечень требований, в числе которых парк специальной техники, штат квалифицированных специалистов. Они озеленяют весь город: парки, площади, выстилают газоны, высаживают ковровые цветники из однолетников, засаживают саженцами улицы и скверы. Эти компании выполняют огромный объем работы и несут самую высокую ответственность. Стоимость их проектов доходит до сотен миллионов тенге. Один из лучших в Алматы ландшафтных дизайнеров Нелли Лаптева говорит, что раньше города служили убежищем от природы, а сейчас они должны стать убежищем для природы. И мы все должны для этого сделать.
- Как, по вашей оценке, движется этот процесс?
- До недавнего времени в Алматы активно использовалась практика высаживания однолетних цветов, которая была убыточной не только для города, но и для самих компаний. Три года назад, когда на улицах высадили петуньи, с апреля по август шли дожди и цветы просто сгнивали, а компании по договору обязаны менять испортившийся посадочный материал за свой счет. Сейчас есть изменения в этом вопросе, мы начали двигаться в сторону многолетних цветов. Помимо климатических рисков есть еще человеческий фактор, есть много умельцев, которые выкапывают цветы, кустарники и несут озеленять свои участки. Вот это большой бич городского озеленения. Таким образом, компании, которые работают с Управлением зеленой экономики, при миллионных контрактах сильно тратятся на восстановление посадочного материала за свой счет, как это прописано в договорах. В связи с этим Ассоциация озеленения везде говорит о том, что в городе нужно больше камер видеонаблюдения для слежения, потому что разворовывают большими объемами.
Хочу вернуться к вопросу о посадочном материале. В идеале его нужно закупать в питомниках и садовых центрах. Предыдущие годы закупались на базарах, где продается товар непроверенный, завезенный из соседних стран, того же Кыргызстана, без всяких карантинных сертификатов. Хотя это очень важный документ, который гарантирует, что вместе с саженцами к нам не привезут и болезни. Сейчас опять-таки подход у городских властей и у компаний, которые занимаются озеленением, меняется. Мы организовывали еще в 2016 году встречу в городском акимате между владельцами питомников и подрядчиками, чтобы наладить между ними сотрудничество. Это хороший шаг вперед.
И хотелось бы отметить, что в Алматы запустили проект государственно-частного партнерства, по которому в следующие пять лет в городе будет высажено 15 тыс. саженцев деревьев и кустарников. Кроме того, по его условиям обслуживание насаждений будет продолжаться 5 лет. Раньше тендеры проводились ежегодно, и не факт, что компания, которая высадила саженцы или цветы, на следующий год его выигрывала и могла ухаживать за своими растениями. Теперь можно по-человечески давать задания питомникам о том, какой посадочный материал выращивать для высадки в городе.
Также в феврале запустили программу «Деревья Алматы» и оцифровали все деревья в городе, это новая эра для мегаполиса. Теперь в программе практически можно найти каждое дерево, то есть не получится просто так срубить дерево. Это первое, а второе – сделали оценку состояния каждого дерева и зеленым цветом отметили здоровые деревья, красным – больные, синим – те, которые подлежат вырубке.
- Насколько прибыльно заниматься этим бизнесом?
- Примерные суммы контрактов в городском озеленении я назвала. Если мы говорим о тех ландшафтных компаниях, которые работают в частном секторе, то там речь идет о нескольких миллионах за проект. Ассоциация озеленения Казахстана сформировала отраслевые расценки за услуги наших специалистов. Все начинается с ландшафтного проектирования. К сожалению, многие пренебрегают тем, что нужно брать деньги за эту работу. Они думают, что сделают проектирование бесплатно, а потом заработают непосредственно на озеленении. Но так делать нельзя, потому что если ты не ценишь свое время и работу, никто не будет этого делать. Минимальная стоимость проектирования, по нашим отраслевым оценкам, составляет 200 тыс. тенге. После проектной стадии начинается непосредственно озеленение. Цена озеленения одной сотки стоит от 300-400 тыс. тенге. Это минимальный порог, если высаживаются маленькие кустарники и деревья, а могут быть крупномеры, тогда сумма может вырасти до миллиона тенге за сотку. В нее заложена стоимость посадочного материала и работы. Но речь идет только об озеленении: постелить газон, посадить цветы, кустарники, деревья. Благоустройство, например, укладки дорожек, монтаж подпорных стенок, создание водоемов оплачивается отдельно. Есть еще авторский надзор.
- За чем приходится надзирать?
- Сейчас все больше и больше людей в частном секторе предпочитают работать с гастарбайтерами из Узбекистана, потому что это дешевле. То есть узбеки построили дом и их потом привлекают к ландшафтным работам, и не важно, что они в этом не разбираются, главное, что это дешевле. Не могу говорить о государственном секторе, хотя, возможно, и там применяется их труд. Тогда речь идет об авторском надзоре, который стоит от 5 до 10% от стоимости проекта. Это когда сам ландшафтник приходит на объект и начинает рулить всеми работами, а рабочие просто выполняют его указания, потому что на объекте часто возникают непредвиденные ситуации и появляются так называемые скрытые работы. Например, может выясниться, что на участке зарыта огромная труба, или есть старый фундамент и его нужно удалять с помощью отбойников, поэтому присутствие автора проекта необходимо, чтобы откорректировать план посадок.
Если мы говорим о работе с девелоперами, то стоимость работ может достигать нескольких десятков миллионов тенге. Когда строятся жилые комплексы или торговые объекты, территория рядом с ними облагораживается, соответственно, речь идет и о проектировании, и об авторском надзоре. Здесь ответственность, конечно, выше, чем в работе с частным сектором. Предположим, ты заработал на проектировании 10 млн тенге, а потом вдруг выяснилось, что не рассчитал нагрузку кровельного озеленения и что-то провалилось на участке, тогда и штраф может составлять десятки миллионов тенге.
- Когда можно начать получать прибыль в вашем бизнесе?
- Уже с первого проекта. Рентабельность составляет где-то 50-30%. Например, за ландшафтное проектирование и озеленение участка в 6-10 соток можно заработать около 700 тыс.тенге. Это по контрактам с частными лицами, что касается озеленения города и девелоперского, то тут за озеленение участка 15-20 соток можно заработать около 3 млн тенге.
- Насколько рынок конкурентный?
- Хороших специалистов можно по пальцам сосчитать. И все они состоят в Ассоциации озеленения Казахстана.