Крафтовая пивоварня Baza Brewery открылась в промышленной зоне Алматинской области полгода назад. Сегодня тут варят шесть сортов пива, четыре из которых основные. Для открытия небольшой пивоварни понадобилось полмиллиона долларов вложений. «Это бизнес с долгосрочной перспективой. Если вы хотите сразу получить прибыль, то не в этом случае. Это не нефтяная скважина», - говорит директор пивоварни Зауре Алгазиева. Корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz она рассказала об особенностях пивоварения, законодательных трудностях и перспективах развития крафтового продукта на рынке Казахстана.
Пивной энтузиазм
Идея открыть крафтовую пивоварню появилась давно, но мы не знали, как ее реализовать. Открылись в сентябре прошлого года. Процесс создания бизнеса ускорило то, что нам удалось договориться с соседним производством – «Первый Пивзавод» и получить разрешения на пользование инфраструктурой и ресурсами. Открыться с нуля не так-то и легко. Необходимы технические условия на газ, воду, канализацию, электричество. Это существенные вложения.
Цель, которую мы преследуем, – стать площадкой для пивных энтузиастов, любителей интересных сортов. Мы хотим стать передовиками в экспериментальном пивоварении. Ведь варка пива – это эксперимент. Можно только предполагать, какой в итоге получится продукт.
Производственный процесс
Он начинается с задумки. Нужно определиться в стилистике и сорте пива. Затем сделать подборку необходимых ингредиентов, все рассчитать, закупить нужный объем. Дальше идет процесс измельчения солода, потом варка с добавлением необходимых ингредиентов. После того как прошла фильтрация, пиво перегоняется в ферментационные чаны, где оно бродит минимум 21 день. После идет фильтрация. Мы пиво не пастеризуем. Это все живой продукт. Разливаем в кеги или бутылки. Процесс стандартный как на большом, так и на маленьком производстве. Рецептура отрабатывается заранее, но иногда вносятся корректировки.
Все ингредиенты, которые мы используем для нашего продукта, натуральные. Задумываемся об экологии, хотим минимизировать производство отходов. Например, из барды можно делать гранолу, батончики. Перед тем как сделать продукт, рассматриваем его с экономической точки зрения – затраты, сможем ли продать, его конечную стоимость, найдет ли потребитель изюминку для себя. К каждому сезону планируем варить лимитированную серию.
Немаленький объем инвестиций
Здание строилось с нуля. Мы приобретали земельный участок. Получился достаточно затратный проект. В весь проект было вложено порядка полмиллиона долларов. Это как открыть хороший ресторан в центре города.
Для открытия нужна лицензия, стоимость которой тоже немаленькая. Она возрастает по мере роста МРП. За лицензию для открытия производства мы заплатили 4 810 000 млн тенге. Как производитель мы можем продавать мелкооптовыми партиями. Но, чтобы продавать в розницу не только свою продукцию, но и других крафтовых пивоварен, нужна отдельная лицензия. Поэтому ежегодно за магазин мы платим 72 150 тенге. Есть масса домашних пивоваров, желающих продавать свой продукт, но, будучи ИП, это невозможно сделать. Нужна организационная форма ТОО, т. е. нужно более масштабное производство.
Максимальная производительность нашей пивоварни – порядка 3 тыс. гектолитров. Это годовая мощность. Пока мы не вышли даже на половину производительности, но планируем ее достичь в ближайший год. Недавно начались продажи бутилированной продукции, до этого работали с разливными магазинами или барами. Продавали только в кегах.
Проект стратегической направленности
Горизонт окупаемости – порядка семи лет. Это не нефтяная скважина, и тут нельзя получить прибыль с ходу. Во всем мире мы видим огромный интерес к крафтовому продукту. Мы придем к этому со временем, как только экономическая ситуация начнет улучшаться в положительную сторону. Людям хочется пробовать что-нибудь новое.
Крафтовое пиво – это не массовый продукт. Если сравнивать мощность пивоварни с общим рынком пива в Казахстане – он не составит даже одного процента. Мы продаем свою продукцию в Алматы и Астане и не намерены расширять дистрибуцию по нескольким причинам. Чтобы быть представленными в каждом городе Казахстана, нужны совсем другие объемы. Но при большом производстве тоже есть свои минусы – теряется гибкость. Не получится каждый раз варить новый сорт пива. А особенность крафтового пивоварения как раз в том, чтобы экспериментировать и пробовать новые вкусы. Это не дешевый продукт, нужен платежеспособный рынок, и поэтому мы ориентируемся только на рынки Алматы и Астаны.
Проект рентабельный. Мы видим потенциал и настроены на то, чтобы окупить его за счет проводимых активностей и расширения линейки. Сейчас все больше людей отходят от употребления крепких напитков. Даже формат баров поменялся. Если раньше старались открывать большие пространства, то сейчас возвращаются к местам, где только своя аудитория.
Потребитель не готов
Местные пивоварни есть, и радует, что их становится больше. Мы периодически слышим об их открытии в южном регионе. Знаем, что есть хорошие производители в Усть-Каменогорске, Костанае. Но в основном пивоварни открываются при ресторанах. И поскольку они нацелены на стандартного потребителя, то варят стандартные популярные сорта. Это обычный лагер или пшеничное пиво, без дополнительных вкусовых добавок. И сказать, что многие ринулись в крафт, я не могу. Потребитель еще не готов к большому объему крафтового напитка.
В основном крафтовая культура развивается за счет энтузиастов в больших городах. Это долгая стратегическая игра в подготовку. Нельзя сразу давать людям что-то специализированное. Поэтому при разработке линейки мы старались адаптировать продукт под местное население. Сделать что-то среднее между массовым продуктом и настоящим крафтом. Это послужит ступенью для людей, нарабатывающих свой вкус в крафтовом пиве.
Цена выше среднего
Крафтовое пиво всегда стоит дороже, потому что весь процесс завязан на ручном труде. Есть версии мини-пивоварен, где производство полностью автоматизировано и за процессом следит один человек. В нашем случае мы выбрали небольшую автоматизацию и максимальное вмешательство человека. Также на стоимость влияет стоимость закупки импортного сырья. Мы в основном заказываем из Германии. У нас была задумка использовать местный хмель, но пока не нашли ни одного энтузиаста, который этим бы интересовался. Нет спроса - нет и предложения. Местные не готовы к экспериментам, т. к. боятся убытков. Тут хромает вся цепочка, и важно начать с формирования спроса. Нам показалось, что мы вовремя открылись, потому что видим, что импортный крафт потихоньку, но находит своего потребителя.
Что такое себестоимость? Это в первую очередь ингредиенты. Если они импортные, то мы завязаны на валютной составляющей. Курс отражается на конечной цене себестоимости. Практически все ингредиенты у нас импортные – это солод, хмель. В Казахстане мы покупаем крышки, бутылки и печатаем этикетки. И то не всегда. Иногда местные производители технологически не могут все осуществить, приходится заказывать за границей. У нас себестоимость достаточно высокая, поэтому пиво не дешевле российских или зарубежных аналогов.
Реклама и спрос
Из-за того, что запрещена реклама, ищем свои пути продвижения, и это большие маркетинговые расходы. Просто появиться и не заявлять людям о себе нельзя. Могут пройти годы, пока о вас кто-то узнает. Либо вы будете известны только в среде биргиков, потому что там большую роль играет сарафанное радио, но точно не в масштабах страны.
В первую очередь мы держим тесный контакт с клубом любителей пива в Казахстане. Стараемся через специальные группы заявлять о себе в социальных сетях. Контакт с точками продаж, через правильную культуру питья. Еще мы сшили фирменную брендированную одежду. Это было обусловлено спросом, когда люди спрашивали про сувенирную продукцию.
Но пока мы мало где представлены. Уровень дистрибуции небольшой. Мы столкнулись с тем, что не так много мест, заинтересованных продавать крафт. Это связано с полученным ранее негативным опытом. Например, продукт в большой кеге не продавался и быстро портился. Мы решили продавать в 10-литровых. Ведь продукт живой, и в маленькой кеге у пива минимальный риск скиснуть. Еще один важный момент – для нас приоритетны точки со специальными комнатами для хранения пива.
Оборудование
Мы используем немецкое, но не новое оборудование. Ему около 30 лет. Мы только трубы меняли, но основные емкости, узлы из нержавейки оставили. Это вечный материал, который сколько угодно можно использовать. Приобретение б/у оборудования минимизировало наши инвестиции, потому что цена нового в разы больше. В среднем новое оборудование стоит 70 тыс. евро. Это варочный порядок и ферментационное отделение. Без линии розлива, которая стоит порядка 40 тыс. евро.
Рынок и риски
Первый риск – это валютный. Почти все ингредиенты импортные и приобретаются по предоплате. Второй – законодательный. Не всегда нововведения от регуляторов предсказуемы, и мы не можем заранее запланировать в бюджете соответствующие расходы, например, на установку дополнительного оборудования для учета. Третье – это кадры. Мы столкнулись с отсутствием нужных специалистов в отрасли пивоварения и пока пользуемся услугами приглашенного технолога. Мы надеемся, что рынок будет развиваться, но это зависит от экономической среды. Чем больше платежеспособного населения, тем больше люди будут готовы менять свои вкусы, пробовать что-то новое. Крафт – это недешевый продукт. На него приходится маленькая категория потребителей, но она есть. Мы надеемся, что поможем в развитии этого направления.