Кажется, рядом с Антоном Саспенсом монетизируется даже воздух. Пока мы беседовали, — а было это в нейтральном для нас обоих офисе, — в коридоре выстроилась маленькая очередь за автографами. Открыв дверь, от неожиданности я не очень-то остроумно заметил, что мог бы и заработать на доступе к звезде Youtube. И с запозданием осознал, что это очень похоже на правду. В общем, свой шанс моментально разбогатеть я упустил. Не упусти его и ты, читатель — Антон Саспенс раскрывает для всех секреты своего успеха.
Как и зачем создаются Youtube-каналы
Принадлежа к поколению постарше, трудно ориентироваться в параллельном пространстве виртуального мира. «Саспенс — это человек, который поднимает в Youtube $50 тыс. в месяц», — вот главный тезис, который я почерпнул все в той же сети. Вооруженный им, я пожимал «золотую» руку чрезвычайно приятного и сдержанного молодого человека. А свой истинный интерес и слабое знание предмета маскировал фонтаном глупых вопросов: «А „золотую кнопку“ покажете?», «А какой ваш ролик можете назвать самым любимым?» Озадаченный «глубиной» вопросов, Антон Саспенс быстро тарабанил по клавиатуре ноутбука, одновременно пытаясь перевести беседу в более серьезное русло. Он рассказал, что настоящее имя Саспенса — Антон Бурняков, что он владелец почти двух десятков Youtube-каналов, у самого раскрученного из них — 2,1 млн подписчиков.
— Я не блогер в старом понимании, когда человек сидит перед камерой и говорит о своей жизни. Я создаю каналы и раскручиваю их.
— Раскручиваете, чтобы потом продать?
— Нет, зачем. Канал для чего делается, как думаете? Цель какая?
— Монетизация.
— Зачем же продавать его?
— Стартапы создаются, чтобы быть проданными. Или вы работаете как продюсер и ваша голова переполнена гениальными идеями?
— Точно. Моя особенность в том, что я могу создавать разные каналы.
— Кто был первым кумиром?
— Макс +100 500. Вообще, предпочитал блогеров развлекательного плана. Youtube тогда был именно такой. Но американцы быстро поняли, что контент может быть разным, изобрели новые форматы, а я уже у них стянул формат для своего первого канала, это было в 2014 или 2015 году.
— Вы тогда уже имели представления о финансовых дивидендах?
— Очень смутные, хотя блогеры открыты и не скрывают, что они зарабатывают на этом. Некоторые называли суммы. Но как именно — я не понимал. У меня тогда был один интернет-проект, сейчас уже не актуальный, связанный с рекламой в соцсетях, из сферы серого пиара. Сейчас это уже рынок полумертвый. Я начал записывать видео без опыта. Не умел разговаривать, но неплохо пошло и уже через два месяца я получил 90 тыс. тенге, тогда это было 300−400 долларов. Я не ожидал, что выхлоп будет так быстро. Да и платили в то время раз в 10 больше, чем сейчас.
— Что с тех пор изменилось?
— Блогеров стало больше, имеющейся рекламой такое количество не охватить.
— Какие ролики вы делали?
— То, что было новым для русскоязычного сегмента Youtube. Я неосознанно понимал, что людям нравится, когда для них что-то структурируют. И создал канал, где было «десять чего-то». Прикольных фактов, например. Такие каналы на Западе уже были, а идеи я сам генерил. Сам озвучивал, писал сценарии, монтировал. Мне было уже тогда понятно, что не обязательно что-то снимать или быть в кадре.
— Разве блогер в кадре — не обязательное условие популярности?
— Многие до сих пор так считают, но это только хуже делает.
— Вероятно, для вас главное — продукт, а не самовыражение?
— Изначально было все, но суть в том, что я хотел создать популярный канал. Чтобы большинство было лояльно к контенту, не надо материться или показывать жесть. Лицом-то я не вышел, чтобы каждый россиянин меня, безусловно, принимал. Конечно, я появился в кадре с благодарностью к зрителям, когда подписчиков стало 100 тыс., потом миллион. Но в целом меня в кадре не было.
Почему каналов должно быть много
Антон Саспенс, наконец, находит ролик для иллюстрации вышесказанных тезисов — «Почему кошки боятся воды». Количество просмотров — 1,2 млн.
— Сложно вспомнить любимые ролики, только на этом канале я создал порядка тысячи роликов, плюс другие каналы, так что они размываются в голове, любимый-нелюбимый, — признается Антон Саспенс.
— Так почему кошки не любят купаться?
— Вода смывает их собственный запах, они потом неуютно себя чувствуют.
— А почему канал называется СПС?
— Первое название было Саспенс. А потом провел ребрендинг.
— Но позвольте, отчего же Саспенс при такой милоте?
— Изначально я делал видео на мрачную тематику, мистическую, а suspence — это прием из кино. Я написал это слово по-русски, и так у меня появилось имя.
— Зачем так много каналов?
— Диверсификация. Youtube постоянно меняется, и если хочешь выжить, надо подстраиваться. Это живой организм, запрограммированный на перемены. Разработчики подкрутили какой-то винтик — все поменялось и стало работать иначе. Моя ошибка в том, что я развивался в рамках одного канала три года. Это неправильно, потому что если на одном канале пошло плохо, то это все. У тебя один канал, один бизнес. Блокируют каналы порой по самым неочевидным причинам. Однажды «под нож» попали около 1000 каналов с 10-миллионной аудиторией каждый. Это была суперошибка, по всему миру блокировали. Два часа разблокировали, никаких извинений не принесли. А после блокировки канал полумертвый, он вылетает изо всех поисковиков. Им легко, а ты этим живешь. Поэтому я слежу за всеми изменениями, доверяю анализу, а не чутью. Трачу на Youtube 12 часов в день и знаю о нем все. Но и мне бывает сложно подстроиться, бывают кризисы до полугода.
О трендах и графике работы
Следующие несколько минут мы, что называется, «залипаем» над экраном. Признаться, никогда прежде не испытывал над собой такой власти примитивной плохо смонтированной картинки. В ней нет ни музыки, ни красоты, ни смысла — просто раскаленный докрасна нож, плавно врезающийся в разные предметы. 79 миллионов просмотров за «Раскаленный нож против кока-колы»!
— Это выстреливает, потому что затрагивает какие-то струны в людях. И видно по «лайкам», что люди не считают это какой-то глупостью. А Youtube выгодно, чтобы люди просто смотрели что-то. И если люди «залипают» на какое-то видео, Youtube начинает это продвигать.
— И любой блогер подключается к очевидному тренду?
— Не всегда, я, например, в этом не участвую. В свое время я создал два тренда в Рунете: «популярных позорных», почему-то эти слова очень заходят, и второй — «прикольные моменты в прямом эфире». Сейчас это можно найти везде, но именно в этой формулировке начал я.
— Какие новые тренды готовы предложить рынку?
— Я понял, что готов развиваться как Youtube-продюсер, хотя такой формулировки еще нет официально. Могу создать канал любому человеку, рассказать, как его нужно вести — и он пойдет. У меня есть ресурсы, я его могу легко раскрутить.
— За долю в прибыли?
— Это надо обсуждать. Но важно, чтобы человек вел канал.
— Сколько можно таким образом заработать?
— У меня есть канал, который я создал в начале прошлого года, там 200 тыс. подписчиков и 50 видео, то есть ежемесячно на него заливаются 5−6 роликов. В месяц он приносит $1500 и доход от встроенной рекламы.
— Сколько у вас всего каналов?
— Крупных 4, мелких около 20. Но мелкий не значит, что он не приносит деньги. У меня есть канал с 10 тыс. подписчиками, который в месяц приносит$1000.
— Какой график работы?
— Все приходит с опытом. Изначально было тяжело даже с одним каналом. Сейчас нет никаких проблем. У меня, например, маленький ребенок, а я же дома работаю, полдня на ребенка трачу, нормально. Но надо понимать, что я работаю не один, на меня люди работают. Сначала сам все делал, но спустя несколько месяцев нанял монтажера, потом появился сценарист, потом еще монтажер. В среднем команде я плачу $2 тыс. ежемесячно.
Как развеять миф о сверхдоходах
— Сколько вы лично зарабатываете в месяц? — задаю я, наконец, главный вопрос.
— Два года назад от $1 тыс. до $4−5 тыс. Давайте я скажу, сколько Дудь зарабатывает?
— Я вам расскажу, что вы зарабатываете $50 тыс. в месяц. Я сам читал.
— Это неправда. На канале указан среднемесячный доход от $3,5 тыс. до $55 тыс. Но реальность меньше, чем даже низшая планка. Я не знаю, откуда они эти цифры берут. Но $50 тыс. я точно не зарабатываю. И Дудь не зарабатывает.
— Как развеять мифы о фантастических доходах, которые окружают вашу деятельность?
— Давайте я расскажу, сколько можно получить за 1 млн просмотров в русскоязычном сегменте Youtube. В зависимости от тематики — от 150 до 300 долларов.
— Но это ведь мало!
— Но можно и вообще ничего не получить, если Youtube твой продукт не понравился. Можно продавать прямую рекламу. Если гарантируешь миллион просмотров, можно запросить от 100 тыс. до 250 тыс. рублей.
— А если не гарантируешь?
— Тогда меньше: 15−20 тыс. рублей. Если не набираешь нужный миллион просмотров, можно выпустить еще одну рекламу. Можно не давать гарантию вообще. Я лично так и делаю. Мне ведь за 20 млн. просмотров тоже не доплатят, а за меньшее число просмотров будут претензии. Я обдумывал схему оплаты за каждую тысячу просмотров, но технически пока это сделать невозможно.
— Вам явно нужен профсоюз. И Youtube из вас веревки вьет, и рекламодатели.
— Не получится. Мы все индивидуалисты.
— Но бизнес вполне сопоставим с детской игрой. Хотя доходы приносит недетские.
— Это кажется, что легко. Моя задача заключается в поиске идеи для ролика и грамотного оформления. Кажется, это мало, но в успехе для идеи — 20%, 40% - картинка обложки видео и 40% - название видео. С учетом того, что внутри все по умолчанию нужного качества. Многие этого не понимают и у них ничего не получается. Чтобы зарабатывать, надо пройти сложный путь. Это Youtube, тут не может быть определенной стратегии. Надо начать с нуля и постоянно делать видео, которое будут смотреть. Уметь привлекать новых подписчиков. Надо правильно называть ролики, ставить правильную картинку, решать: тратить на продвижение деньги или выстрелит бесплатно. Делать хорошо что-то одно нельзя, надо делать все хорошо.
— Существует рейтинг популярности тем?
— Самое популярное — детский контент, там заоблачные просмотры и доходы, ставка от $700 до $2 тыс. за 1 млн просмотров. Эти детские каналы, мне кажется, зарабатывают больше, чем 90% казахстанских компаний. Ну, а дальше нет ничего выделяющегося, как получится.
— Очевидно, что решающий фактор — самодисциплина.
— Я считаю, современный бизнесмен должен свой бизнес строить так, чтобы обходиться одним ноутбуком. Никаких студий, офисов и так далее. Мне даже интересно, как далеко можно зайти, сколько каналов открыть с помощью одного ноутбука.