Ляззат Карашашова купила франшизу глобальной сети городских сайтов City Sites чуть больше девяти месяцев назад и сейчас приближается к точке безубыточности в своем проекте для Астаны. Деловому еженедельнику «Капитал.kz» она объяснила, что привлекло ее в международной франшизе, сколько составляют ежемесячные затраты и каким образом можно монетизировать городской информационный портал.
Города облекают в бизнес-модель
В 2008 году я ушла с государственной службы и начала работать в сфере маркетинга, сотрудничала с крупной компанией. Продвижение, драйв, динамика, энергия, бренды, личность — это то, что мне всегда было интересно. И всегда хотелось создать свое дело. Примерно три года назад почувствовала в себе готовность заняться собственным бизнесом. Искала варианты, много обучалась, в том числе элементам сетевого маркетинга, маркетинг-планам, ораторскому искусству, промоушену, наставничеству и продвижению в интернете. Решила, что хочу реализовать себя именно в рекламе и маркетинге. Можно было, наверное, открыть свою компанию в этой области, но в какой-то момент я узнала о международной украинской компании City Sites и ее бизнес-модели городского информационного портала. На рынке — более 10 лет, представлена в 9 странах мира — России, Беларуси, Грузии, Литве, Англии и прочих странах, франшизы работают более чем в 120 городах. Украина вся охвачена сетью, в Казахстане есть несколько успешных франчайзи: в Актау (inaktau.kz), Алматы (inalmaty.kz), Усть-Каменогорске (7232.kz), Талдыкоргане (7282.kz), Кызылорде (go11.kz), Шымкенте (goshymkent.kz). Я тоже решила купить франшизу.
Что привлекло франчайзи в первую очередь?
Для того чтобы раскручивать современный портал, нужно быть настоящим «драконом» и хорошим программистом, и редактором, и контент-менеджером, и продавцом или работать именно с такими специалистами и быть компетентным. После обучения продвижению в интернете я поняла, что не хочу просто сайт, сделанный «на коленках», кустарным способом. Мне нужен был полноценный готовый современный онлайн-продукт, интересный и читателям, и бизнесу.
В City Sites меня подкупило прежде всего то, что на одном онлайн-ресурсе житель может получить всю интересующую его информацию о том, что происходит в городе, где, что находится. Есть разделы «Афиша», «Объявления», «Справочник предприятий». Много нужной и полезной информации. И в то же время есть развлекательная составляющая. Мне понравилась именно такая концепция.
Второе, что мне понравилось в этой франшизе, это то, что компания оказывает всю техническую поддержку своим франчайзи. И еще и обучает всему этому. Например, выпускает обновления одновременно для сайтов во всех городах присутствия. Помогает с CEO-продвижением.
Мы со своей стороны имеем возможность высказывать пожелания, что и как можно улучшить. Компания на это откликается, но, конечно, понятно, что при внесении определенных изменений глобальный игрок обычно опирается на мнение многих партнеров.
От франчайзера нас сопровождают два куратора — по техническим вопросам и по вопросам контента, имеется корпоративный онлайн-университет.
Как монетизировать городской портал?
Мы приобрели две франшизы, которые развиваются в двух динамичных городах — в Астане (www.City01.kz) и Караганде (www.City09.kz). В Астане работаем уже девять месяцев, в Караганде — с августа. На этом мы останавливаться не хотим. В ближайшее время совместно с ассоциацией франчайзинга KazFranch и Палатой предпринимателей начнем экспансию в регионы Казахстана с мероприятиями Fran Day.
Монетизация — в первую очередь за счет размещения рекламы. Это нативные рекламные материалы о компаниях. У нас есть раздел «Справочник предприятий», где мы можем размещать информацию о компаниях бесплатно — одной строкой. Как правило, далеко не все представители МСБ могут себе позволить заказать разработку собственного сайта, для многих это дорого. Мы предлагаем создать свой сайт на нашей платформе, где будет возможность вести новостную ленту, получать обратную связь от клиентов, продавать товары (с опциями корзины и онлайн-оплаты). По поводу онлайн-оплаты: сейчас много сервисов, которые предоставляют такие услуги, договориться с ними несложно, так же, как и технически установить эту систему на сайт.
Кроме того, мы, как часть глобальной сети, можем размещать информацию о своих клиентах на сайтах партнеров. Например, какому-то бизнесу интересен не только рынок Астаны или Караганды, где мы присутствуем, но и другие города Казахстана или другие страны. Мы можем предложить ему это за счет партнерских отношений с другими франчайзи. Это не входило в обязательную опцию франшизы, просто мы видим в этом перспективы роста для бизнеса клиентов и возможности для себя.
Точка безубыточности уже близко
Расширение для себя мы видим также в продаже билетов. Сейчас пользователи могут купить через нас билеты на мероприятия, хотим, чтобы появилась возможность покупать билеты на самолеты, железнодорожный транспорт, также бронирование отелей. Нет, с сервисами вроде Aviata мы конкурировать не будем, наоборот, работаем с ними в партнерстве. Например, «Тикетон» уже сейчас наш партнер. На стоимости билетов для клиентов это не отражается.
Продажа билетов практически не приносит нам дохода, мы зарабатываем, как я уже пояснила, в основном на рекламе и сайтах для бизнеса, а билеты — это больше для удобства пользователей и узнаваемости наших продуктов.
Вложения в приобретения франшизы пока не окупились. Паушальный взнос, к слову, составил чуть больше 2 млн тенге. Покупая франшизу, мы понимали, что какое-то время придется только вкладывать и не получать никакой прибыли. В первые 6 месяцев по астанинскому проекту именно это и происходило. И при этом мы находились в жесткой конкуренции с городскими и республиканскими игроками и онлайн-СМИ. Сейчас, когда сайт для столицы работает уже десятый месяц, мы приблизились к точке безубыточности. Это ежемесячные расходы, они у нас составляют около 1,5 млн тенге (и увеличиваются по мере нашего роста и расширения), и также роялти — 600−750 тыс. тенге, в месяц. Эти все расходы мы уже покрываем, и я вижу, что франшиза оправдывает надежды на ее перспективность.