В стареньком неприметном здании расположилась столярная мастерская по дереву Ивана Бекетова. В двух небольших комнатах царит рабочий беспорядок. Всюду разбросаны материалы, что-то находится на стадии завершения, а что-то уже готово, но покрылось опилками, ожидая, когда попадет в руки следующего покупателя. Превратить обычную древесину в красивое изделие получится далеко не у каждого мастера: «Чтобы работать с деревом, важен не только навык, но и отношение к технике, с которой вы работаете. Не нужно ее бояться. Каждый раз, подходя к станку, внутренне ты готов к тому, что техника сильнее тебя», — говорит Иван Бекетов, собственник столярной мастерской. О ценности ручного труда, популярности без рекламы и кардинальном решении сменить когда-то сферу деятельности мастер рассказал корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.
Иван Бекетов начинает свою историю с того, что около 10 лет посвятил себя журналистике, где занимался и редактурой, и написанием материалов, и версткой журналов. В один момент решил кардинально сменить сферу деятельности.
«Я задал себе вопрос: чего я хочу? Столярное мастерство стало не случайным выбором. С самого детства у нас дома был станок, и уже тогда я умел на нем работать. Все произошло очень быстро. Я просто сел однажды вечером и написал бизнес-план. Потом разослал его своим знакомым. И нашлись те, кто смогли мне дать нужную сумму на открытие дела. Через год я деньги вернул. Никаких других средств извне не привлекал. И вот, в этом деле я уже два с половиной года», — говорит мастер.
Продукция из древесины пользуется большим спросом и будет всегда популярна у покупателей. В основном мастер специализируется на изготовлении оригинальной посуды, профессиональных разделочных досок, столов. Многие изделия делает по заказу клиента. В умелых руках древесина превращается в настоящее произведение искусства. Иван рассказывает, что его идея состоит не в том, чтобы превратить это дело в масштабный бизнес, а чтобы получать от работы внутреннюю отдачу.
«Хоть это и ремесло, где нужно работать руками, оно мне помогает думать. Для меня это не совсем бизнес, а больше занятие для души, которое приносит прибыль. Я беру интересные мне заказы. Если закажут табуретки и предложат за них 10 млн, я за это дело не возьмусь. Чтобы работать с деревом, важен не навык, а отношение к технике, с которой вы работаете. Не нужно ее бояться. Каждый раз, подходя к станку, внутренне ты готов к тому, что техника сильнее тебя», — говорит собеседник.
За два года дело стало довольно успешным и о том, где заказать качественное изделия из благородных пород дерева, знают даже за пределами Казахстана. Изделия отправляют в Грузию, Россию, Канаду, США, Германию. Что удивительно, Иван не проводил никакого анализа рынка предварительно, а просто решил делать то, что нравится.
«Мы делаем пластику. Это скульптуры малых форм. Сейчас хожу на семинары по построению бизнеса и системы управления. Но я не верю в то, что можно построить бизнес-модель и работать по ней. Да, это работает, но не для меня. Это либо твое, либо нет. Точно так же, как нельзя научить писательскому мастерству, так и нельзя научить столярному. Ты либо можешь делать, либо нет. Даже если будешь учиться этому делу пять лет. Проверить это можно сразу, просто дав человеку деревяшку и попросить сделать из нее плоскость. Талантливы мы абсолютно все, но тут должна быть внутренняя предрасположенность — чувство дерева, его формы, эстетики. Привить это можно. Но нужно много смотреть, отслеживать тенденции», — рассказывает мастер о нюансах своей работы.
Чтобы изделия пользовались спросом у покупателей, важно наличие высококачественного сырья. При выборе дерева необходимо учитывать его влажность и способность к так называемому сокодвижению, которое определяет степень спелости древесины. По структуре древесина бывает слоистой, прямослойной, аморфной и свилеватой. Качество сырья напрямую влияет на процесс деревообработки.
«Мы работаем с теми породами дерева, которые растут у нас в Казахстане. Это карагач, ясень, орех, дуб. Только дуб привозной. Работаем с несколькими поставщиками. Чтобы комфортно себя чувствовать, в среднем нам нужно делать заказов по дереву на 200 тыс. тенге в месяц. К примеру, вот это спил (показывает на массивный кусок дерева в углу комнаты), в среднем он стоит 70 тысяч тенге. Из него можно сделать стол или распилить. Это сушеный мебельный лес. Важно, чтобы он был правильно „приготовлен“. Технология такая: его загружают в печки и 40 дней выпаривают из него влагу. Качество леса зависит от содержания воды в нем. И обычно древесину мы проверяем на процент влаги в ней», — делится своими мыслями Иван.
Иван верит, что если дело твое, то все будет получаться легко. С самого начала мастер не делал упор на маркетинг. Есть страница в instagram, где можно найти лишь некоторые из работ. Но от этого количество заказов не уменьшается. В день в мастерскую приходит могут обратиться по три человека.
Цены на изделия мастера покажутся местному потребителю не самыми дешевыми. Высокая стоимость обусловлена натуральностью используемого материала, а также сложностью его обработки. Цены указаны в евро и долларах.
«Дерево мы покупаем за доллары и евро. Мы не привязаны к курсу. Я не могу себе позволить указывать в тенге, потому что все, что мы закупаем, мы закупаем в валюте. От этого и стоимость недешевая. К примеру, если брать мелкую предметку (ваза, пепельница, разделочная доска), в среднем она стоит в пределах 50 долларов, а крупная — 80 долларов», — поясняет собеседник.
Несмотря на то что столярное мастерство достаточно перспективное направление в бизнесе, Иван говорит, что ремесленный труд не оценен в нашей стране настолько, насколько бы мог. В среднем на изготовление тех же авторских досок (10 штук) уходит около 10−12 дней.
«Чтобы содержать такую мастерскую (платить за аренду, свет, выплачивать зарплату, оставлять что-то себе), минимальный доход должен быть 600 тысяч, — делится мыслями собеседник. — Это значит, что за рабочий день я минимум должен заработать 36 тысяч тенге. Вот и получается, что себестоимость одной доски около 50 тысяч. Дешевле я ее не продам. За два года таких досок было сделано около полутора тысяч. Просто мы забыли одно очень важное качество — ценность труда и мастерства. Я считаю, что наше ремесло должно цениться так же высоко, как и любой другой труд».