Что надо знать, открывая йога-центр
АВТОР

27.06.2018 • 08:30 2518

Что надо знать, открывая йога-центр

Почему конкуренция за преподавателей выше, чем за клиентов, нужна ли реклама и прибыльны ли такие центры?

«Сейчас йогой стало можно заниматься везде, чуть ли не в салонах красоты. Многие фитнес-клубы предлагают такие услуги. Но все, кто существует давно и позиционирует себя как клуб йоги, известны на пересчет, их немного — не больше 20. Появление игроков именно такого плана, с особой атмосферой и духовной составляющей, — редкость. Я бы, наверно, и сам не рискнул сейчас открыть йога-центр. Не факт, что обстоятельства снова сыграют на руку, как это было в первый раз», — Максим Кин, сооснователь и бессменный руководитель «Йогадом Алматы», считает, что когда он открывал йога-центр семь лет назад, сыграл фактор удачи. Как это было, а также о том, насколько сильна конкуренция, можно ли заработать на йоге, в чем особенности местного рынка и какие клиенты наиболее выгодны, он рассказал деловому еженедельнику «Капитал.kz».

Начало. Соединить практики

Будучи студентом университета Штутгарта, я писал дипломную работу на тему: «Справедливая в отношении здоровья организация труда как стратегический фактор успеха предприятия». Анализировал действия по поддержанию здоровья, по пропаганде здорового образа жизни в рамках какого-то бизнеса — как мотивировать сотрудников и улучшить производительность труда. Это направление принято называть Corporate Health Management. И тогда уже появилась мечта — создать пространство, где можно было бы воплощать в жизнь идеи здорового образа жизни. Не фитнес-клуб, а нечто другое, что — тогда еще не понимал.

Помимо высшего образования (я экономист-инженер), стал изучать практику соматического обучения, получил дополнительное образование в США. Начав практиковать и поняв, с чем это можно совместить, я пришел к идее создания йога-центра, в котором будет преподаваться эта практика — практика осознания через движение.

Людей не волновал скромный интерьер

С 2009 года, после того, как получил образование по соматике, я начал вести индивидуальные занятия, преподавать в группах. В 2011 году возник йога-центр.

К тому моменту уже была наработана определенная клиентская база — у меня и у инструкторов, с которыми мы начинали, это были и люди, которые ходили в маленький йога-клуб неподалеку, собрался тренерский состав. Работа вначале складывалась как партнерская — мы привлекали инструкторов йоги со своей базой клиентов. На таком большом пространстве в тот момент это было впервые.

Конечно, помогло то, что открывались не совсем с нуля: были люди, которые знали меня и других инструкторов и которые были готовы прийти в новое пространство. Поэтому довольно быстро мы стали себя окупать. Вложили порядка 1 млн тенге — в аренду помещения и первоначальный интерьер (впоследствии поменяли полы, оформление залов и пр.). Окупаться начали уже через два месяца. Да, быстро. Тогда публика не была разбалована так сильно, как сейчас. Людей, которые интересовались йогой, не волновал наш скромный интерьер, поэтому к нам шли.

Мир изменился, клиенты изменились

В то время, когда мы открылись, среди практиковавших бытовало мнение, что занятия йогой должны быть бесплатными. Потом все же договорились: ничего бесплатного быть не может, потому что это обмен энергиями. Если преподаватель вам что-то дает, вы должны давать ему что-то взамен.

Мешало ли это мнение привлекать клиентов? Нет. Во-первых, в нашем случае сыграл фактор стечения обстоятельств — место, время, увлечение людей йогой. Во-вторых, на тот момент предложение на рынке было ограниченным. Основной крупный игрок, который существовал в то время, — центр Даулета Назарова, сеть клубов. После, конечно, уже стали появляться центры.

Об особенностях конкуренции

Сейчас йога-центры нуждаются в рекламе, раньше в этом не было необходимости, сарафанное радио работало прекрасно. Я сам семь лет не делал никакой рекламы, придерживался принципа «не платить за свое продвижение ни копейки». Теперь же, с развитием социальных сетей, вижу: кто рекламирует себя, тот начинает перетягивать поток клиентов.

Возможно, в этом наш менталитет, но у нас люди любят новые места. В Европе ценится долгосрочность и стабильность — центры и клубы, существующие давно, проверенные временем. А у нас бывает такое, что постоянные клиенты, узнав об открытии нового места, увидев красивые фотографии, идут туда. Через какое-то время возвращаются. Но все-таки какое-то время отсутствуют.

Определенный поток новых людей возникает постоянно, и если это те люди, которые не знают, что такое йога и никогда не практиковали, они пойдут туда, куда их привлечет реклама. Конкуренция между йога-центрами происходит именно на уровне рекламы.

Если раньше людям было неважно, куда ехать — лишь бы заниматься, то сейчас в основном стремятся выбирать центр поближе к дому или работе. Но центров на 2-миллионный город в принципе не так много (хлеба, к слову, хватит всем), и мы все равно находимся на расстоянии друг от друга. В этом смысле конкуренции между нами нет. Иногда возникает конкуренция между центрами за хороших преподавателей. Хедхантинг на рынке присутствует.

Какой доход приносит поток клиентов

В целом количество желающих практиковать йогу со временем увеличивается. Но вместе с тем становится больше центров и мест, где можно практиковать, поэтому поток равномерно распределяется, соответственно, отдельные центры или места вряд и чувствуют его увеличение на себе.

Не могу сказать, что из-за этого «перераспределения» мы ощутили уменьшение количества посетителей. Скорее — в 2015 году, когда произошла девальвация. Тогда люди стали экономить, занятия — потребность не первостепенной важности. Мы заметили определенное падение дохода — на 20−30%. Это было ощутимо, ведь тогда мы все считали в привязке к доллару. Цены, правда, скорректировали почти два года спустя и то немного, только для того, чтобы «отбить» повышение стоимости аренды. Вообще, если сравнивать цены на йогу в России, Европе, США, мы далеко позади, и это немного угнетает.

Сколько посетителей нужно, чтобы быть в плюсе? Такие вещи сложно просчитать. Мы считаем, что закрываем аренду, спокойно оплачиваем работу преподавателей и персонала, и в принципе чувствуем себя комфортно.

Регулярно занимающихся у нас 200−300 человек, бывает, занимаются, потом делают перерыв, кто-то возвращается через месяц, кто-то — через год. И 50−100 новых человек заглядывают в месяц. Сейчас более актуальным становится удержание тех людей, которые уже есть, чем привлечение новых (последнее напрямую связано с рекламой, то есть с дополнительными расходами).

Говорить о том, какую прибыль мы получаем, не могу. И даже не потому, что не хочу раскрывать цифры, а потому что это сложно просчитать от месяца к месяцу. Было время, когда мы зарабатывали до $5 тыс., сейчас — по-разному. Сезонность не сказывается (единственное, прошлым летом ощутили падение из-за ремонта близлежащих улиц). С середины декабря по середину января обычно количество посетителей падает примерно на 10%, но это компенсируется тем, что люди покупают подарки, абонементы впрок.

Хочешь заработать на йоге — занимайся нефтью

Если кто-то хочет заработать, наверно, нужно в таком случае торговать нефтью или заниматься биткоинами. В йоге хорошо зарабатывают опытные профессиональные преподаватели, которые устраивают выездные семинары по миру или как минимум по странам СНГ. Йога-центр сложно отнести к прибыльной нише бизнеса.

Занятия могут быть трех видов — в центре, выездные семинары, с корпоративными клиентами. Работать с корпоративными клиентами в какой-то степени проще, нет затрат на помещение. Но в этом есть и особенность: если у йога-центра нет хорошо и четко построенной работы и имени на рынке, то корпоративные клиенты вряд ли смогут заинтересоваться. Построить бизнес с нуля только на этом виде занятий будет не так легко.

Если сравнивать ведение одной группы в центре и ведение группы у клиента, то последнее в 5−10 раз доходнее. Цены в каждом случае индивидуальны и определяются множеством условий. Например, иностранные компании платят с отсрочкой (иногда через 2,5 месяца), в таких случаях, конечно, приходится повышать цены. Значение имеет и то, какого тренера хочет компания, сколько человек будет в группе, каким будет время занятий (например, 18:30 — это время, самое интересное для тренера, он сможет зарабатывать, ведя занятия в группах в йога-центре, поэтому заинтересовать его выезжать куда-то можно только материально).

Мы особо не искали корпоративных клиентов. Они приходят сами: люди либо занимаются у нас, либо находят информацию в интернете и обращаются. В основном это компании с иностранным капиталом. В Европе и США уже давно известен такой формат практики, там компании выделяют на это определенный бюджет. Из местных йога интересна в основном прогрессивным компаниям, где в числе сотрудников много молодежи.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Максим Кин Йога йога Казахстан Йогадом Алматы

27.06.2018 • 08:30 2518

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Что надо знать, открывая йога-центр
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика