В чем состоит главная отличительная особенность «детсадовского» бизнеса, можно ли его назвать прибыльным, с какими проблемами сталкиваются владельцы частных детсадов — об этом и многом другом рассказала «Капитал.kz» учредитель-заведующая ТОО «Ясли-сад «Керемет-Оңтүстік» Диана Караманова.
За ее плечами — опыт создания уже двух садов — в Астане и Шымкенте. Заняться этим делом финансиста-банкира и юриста по образованию, проработавшую как в госучреждении, так и нацкомпании, вынудили личные обстоятельства. Переехав из Алматы в Астану, она родила там ребенка, и когда сын достиг детсадовского возраста, Диана столкнулась с тем, что ребенка попросту некуда было вести.
«Нехватка дошкольных учреждений в Астане в 2006 году была огромной, — вспоминает она. — В госсадах были переполненные группы по 60 человек, а частных садов было очень мало». Тогда у нее и появилась идея самой открыть детсад, которую поддержали подруги, оказавшиеся в таком же положении. Окончательно взяться за ее реализацию решилась после того, как пристроенному с большим трудом в частный сад сыну пришлось спать в музыкальном зале, так как в спальной комнате все дети не помещались. Тогда Диана пообещала самой себе, что создаст для своего ребенка гораздо лучшие условия.
Стартовый капитал и первый детский сад
Деньги на воплощение задумки трем подругам дали мужья: каждая вложила равную долю, примерно по $8 тыс. Начали с поиска помещения — нашли здание, строившееся под гостиницу. Его плюсы были том, что в каждой комнате имелись санузлы, однако все же пришлось провести громадную реконструкцию. Получение лицензии затянулось почти на год: комиссии находили какие-то шероховатости и недоделки, которые устранялись, но потом выявлялись новые. В итоге детсад отворил свои двери только в 2007 году. Сначала взяли только одного наемного работника — воспитателя, все остальное — приготовление еды, уборку
Главная проблема и задача на тот момент заключались в том, чтобы набрать детишек в еще никому не известный садик. «В первые месяцы ходили единицы, — признает Диана. — Да и те были из числа детей наших друзей, знакомых, родственников. Но постепенно, шаг за шагом, число наших воспитанников стало увеличиваться. Дело, наверное, не только в том, что мамам и папам нужно было оставлять где-то ребенка, чтобы выходить на работу. Мы ведь не просто кормили и поили, но и много занимались с детьми, старались дать им достойное дошкольное образование. Никто не перекладывал свою работу на других — каждый делал все возможное. В общем, мы полностью выкладывались. К слову, мы долго думали, как назвать наше детище и остановились на «Керемет», что означает «самый лучший, самый хороший». То есть именно таким мы хотели сделать свой сад. Как бы то ни было, родители оценили нашу добросовестность, а потом уже сработало сарафанное радио.
С ростом воспитанников соответственно увеличивалось число наемных работников, расширялся штат. Каждый стал заниматься своими непосредственными обязанностями: нянечки — уходом за детьми, технички — уборкой, повар — готовкой еды, музработник — эстетическим воспитанием
Из столицы — в Шымкент
Правда, к тому времени Диане снова пришлось поменять место жительства. Переехав в Шымкент, она некоторое время еще продолжала ездить в Астану и управлять детсадом. Но, устав жить на два города, в конце концов передала бизнес партнерам. На новом месте она сначала не могла найти себя и не знала, чем заняться. Супруг посоветовал: займись тем, что умеешь делать, — открой детсад. Для ЮКО как региона с традиционно высокими показателями рождаемости, испытывающего острейший дефицит детских садов, это направление предпринимательства актуально уже много лет. Так, по данным отдела образования Шымкента, сегодня в очереди на получение мест в детсадах стоят свыше 41 тыс. детей.
Открыть второй детсад для Дианы оказалось гораздо легче и быстрее, чем в первый раз. От зарождения до воплощения идеи ушло менее полугода. «У меня уже был опыт — я знала все нормы и требования, старалась не допускать предыдущие минусы», — говорит она. Провела колоссальную работу по поиску и обустройству здания, подведению коммуникаций, облагораживанию двора и территории. Как и в Астане, работала в подготовительный период едва ли не сутками, многое делала своими руками. После открытия в апреле 2010 года некоторое время ушло на рекламу и привлечение аудитории. А вот завоевывать ее практически не пришлось. «Люди приходили, смотрели, видели разницу с другими частными детсадами, а их на тот момент в Шымкенте было около 30, и все — оставались, приводили своих детей», — описала этот процесс наша собеседница. Сегодня в «Керемете» действуют пять групп, которые посещают в общей сложности около 130 детей, и число желающих растет.
Проблемные вопросы частных детсадов в Казахстане — большая, порой нездоровая, конкуренция, отсутствие стабильности: дети сейчас довольно часто меняют садики, что не позволяет отслеживать эффективность обучения ребенка и его уровень, препятствует нормальной работе дошкольных учреждений по многим направлениям. Также это неравноправное положение педагогов частных и государственных детсадов: первые не имеют доступа к бесплатным образовательным курсам и программам, не имеют льгот при распределении социального арендного жилья по государственным программам и получению соцпакета, хотя и те, и другие делают одно и то же дело — воспитывают наших маленьких сограждан. При этом зарплата обеим категориям начисляется по одинаковой тарифной сетке.
Как отметила Диана, также требует решения вопрос об увеличении суммы госдотаций, которая на сегодня составляет более 20 тыс. тенге на одного ребенка. По ее мнению, дотации должны индексироваться в соответствии с ежегодным ростом МРП. От адекватности этой суммы, как заявила Караманова, зависит уровень работы детсадов, педсостава, технического состояния здания, учебно-методологической базы
Насколько выгоден в Казахстане бизнес частных детсадов?
«Все зависит от самого предпринимателя. Если видеть в этом деле только бизнес, то, как показывает мой опыт, он нерентабельный. Я не окупила вложенных затрат ни в первый, ни во второй проект. В шымкентский садик, в частности, будучи единственным учредителем, на начальный этап я потратила порядка $50 тыс. Эти деньги еще не вернулись, более того, ежегодно идут новые затраты, то есть мы продолжаем вкладываться», — говорит она.
Ежемесячная оплата за одного ребенка в коммерческой группе — 20 тыс. тенге, по госзаказу — чуть больше 11 тыс. тенге. Сегодня в садике 115 детей — по госзаказу, в коммерческой группе — 15 детей. Расходы на одного ребенка в месяц — в среднем 20−30 тыс. тенге (то есть больше суммы госдотаций). А общие ежемесячные расходы детсада по всем статьям составляют примерно 2,5 млн тенге. Причем, по словам Дианы Карамановой, это минимум, часто возникают непредвиденные расходы.
«Мои коллеги часто спрашивают: когда мы поднимем вопрос о доле прибыли предпринимателей? И если он возникает, значит они не видят этой доли. И, наоборот, если бы они получали прибыль, то просто не говорили бы об этом вслух. Так что если судить с этой точки зрения, наше дело скорее убыточное. И те, кто превратил его в голый бизнес, думаю, рано или поздно закроются из-за отсутствия прибыли, примеры уже есть. И останутся только те, кто хочет работать в этой сфере, кто делает это с душой, не зацикливаясь на материальной выгоде», — говорит она.
Диана поделилась, что, несмотря на материальные трудности, продолжит работать в этой сфере и намерена в ближайшем будущем создать еще один детсад, скорее всего, коррекционного характера. Напоследок она поделилась советом для тех, кто также хотел бы заняться таким делом: «Прежде чем открыть детсад, в первую очередь промониторьте район и место его будущего расположения. Если район уже обеспечен детсадами, не стоит создавать конкуренцию, лучше поискать другое место. В том же Шымкенте много новых микрорайонов, где остро не хватает дошкольных учреждений. Потом проанализируйте: сможете ли вы собрать детей и чем сможете привлечь их и удивить. Ищите свою «фишку».
На сегодня в Шымкенте действуют 102 государственных и 337 частных садов. Как проинформировали «Капитал.kz» в отделе образования Шымкента, в этом году в городе планировалось построить три детсада, один из них уже возведен в рамках ГЧП.