В конце прошлой недели в Алматы состоялось открытие единственного дилерского центра легендарного автоконцерна Volvo в Казахстане и Средней Азии. Здесь клиентам предлагаются услуги по стандартам 3S (sales, service, spare parts) и полный комплекс услуг. Один из главных спикеров презентации генеральный директор Volvo Car Russia Майкл Мальмстен в ходе пресс-брифинга отметил, что компания Astana Motors является наилучшим местным партнером из всех возможных, а дилерский центр Volvo Car Almaty отвечает всем высоким требованиям автоконцерна Volvo и располагает оборудованием, необходимым для любого сервисного обслуживания автомобилей. В своем недавнем интервью деловому еженедельнику «Капитал.kz» глава Astana Group Нурлан Смагулов отметил, «про Volvo могу сказать — в среднесрочной перспективе нам он никакой прибыли не принесет. Но эта марка может быть одним из лидеров быстроменяющегося мира, так как все легковые автомобили Volvo будут оснащаться электродвигателями или гибридными моторами с 2019 года». Г-н Смагулов в том же интервью акцентировал внимание на том, что наращивать рыночные доли необходимо именно в кризис, поскольку в благополучные времена это стоит очень дорого, и Astana Group осуществляла все свои наиболее масштабные проекты именно во времена спада.
На фото глава Astana Group Нурлан Смагулов и генеральный директор Volvo Car Russia Майкл Мальмстен
Г-н Мальмстен убежден, что на сей раз Volvo прочно и надолго обосновывается на казахстанском рынке. Предпосылкой для этого помимо выбора сильнейшего местного партнера является «потрясающе работоспособная линейка концерна». В Volvo знают о том, что предпочтением многих наших автовладельцев остаются марки премиум-класса, и генеральный директор Volvo Car Russia уверен, что «потрясающий скандинавский дизайн, стильный экстерьер и актуальные технологии безопасности и подключения наших автомобилей придутся по вкусу взыскательным покупателям в Казахстане». Скандинавский стиль, как одна из ключевых ассоциаций, может способствовать спросу на автомобили в стране. Г-н Смагулов упомянул об одном из главных принципов концерна — это безопасность владельцев машин. Все модели Volvo оснащены революционной системой City Safety, которая следит за обстановкой вокруг автомобиля, и в случае экстренной ситуации способна сама затормозить, и, таким образом, предотвратить или значительно снизить последствия таких ДТП, как столкновение с другим автомобилем, наезд на пешехода или велосипедиста. Все больше людей стремятся к чему-то новому и много читают об автомобилях Volvo. Им хочется быть современными и ассоциироваться с очень технологичной и качественной маркой, тогда как инновационный Volvo полностью соответствует этим требованиям.
«Лед и пламень»
Майкл Мальмстен на вопрос, откуда именно будут поставляться автомобили в Казахстан ответил, что это не имеет никакого значения, обычно до 80% комплектующих завозится извне национальных границ. Volvo действительно транснациональна и присутствует, например, в Индии, Китае и вводит крупный завод в США. Главный представитель Volvo Car Russia недавно был на китайском предприятии и единственным различием оказался «разрез глаз рабочих». Тем не менее в компании всегда говорят, что Volvo созданы в Швеции, потому что это не только то место, где находятся штаб и производственная база, но там складывалась и философия компании.
Архитектура и дизайн нового дилерского центра оценивались спикерами весьма высоко. Глава Astana Group отметил, что «стекло, бетон и свет» — это и есть скандинавский стиль. При этом г-н Мальмстен считает, что шоу-рум должен быть именно таким: «холодным снаружи, теплым внутри». В будущем для Volvo Car Almaty планируется построить более масштабное здание.
Предполагаемый уровень продаж на 2018 год был определен в 60−100 машин, и это, по оценкам г-на Смагулова, агрессивный план. Но Astana Motors аккуратно относится к своим инвестиционным планам и если что-то обещает, то выполняет. Андрей Свекольников, директор по корпоративным коммуникациям и мероприятиям Volvo Car Russia, по просьбе «Капитал.kz» комментировавший то, насколько для концерна типичен выход на рынки с таким потенциалом продаж, отметил, что «рынок на рынок не приходится» и на первом этапе часто важны не абсолютные цифры, а создание инфраструктуры и повышение силы бренда. Продажи концерна на российском рынке составили в прошлом году 7 тысяч машин. Это далеко от максимумов, существовавших когда-то, но позволяет констатировать о восстановлении внутреннего спроса. Говоря о том, насколько казахстанский рынок похож на российский или у него другой типаж, наш собеседник отметил, что если оставить в стороне массовый сегмент, где различия достаточно очевидны и говорить только о премиум-классе, то пристрастия автолюбителей схожи. Особенностью казахстанского рынка является пристрастие к японским маркам. Задача Volvo в Казахстане — рассказать как можно больше о себе, и концерн будет над этим работать.
Кроссоверная кульминация
Кульминацией презентации стало появление нового кроссовера бизнес-класса Volvo XC60, который не мог не впечатлить. Эта модель была признана автомобилем 2017 года на японском рынке. Такое событие происходит второй раз с иностранными авто за последние 50 лет. Отличительными особенностями кроссовера выглядят решения, связанные с безопасностью и интеллектом.
По словам г-на Смагулова, для Astana Motors является приоритетным стремление работать с яркими автомобилями. Toyota, Lexus, Subaru — символ японского, Hyundai — лидер корейского, BMW — символ немецкого автопрома — это очень сильные машины. Недавно компания стала представлять легендарную британскую марку Jaguar Land Rover. Несмотря на обилие предлагаемых элитных автомобилей, глава Astana Group убежден, что никакой внутренней конкуренции и тем более «каннибализма» ожидать не стоит. Более того, будет найдена синергия, позволяющая стимулировать инвестиции, развитие и спрос. Продажа автомобилей Volvo на казахстанском рынке является трудной задачей, но ее решение сможет освежить и привнести много нового в модель продаж компании. При избытке ярких предложений каждый из клиентов Astana Motors сможет сделать выбор на основе своего вкуса и темперамента. Возвращение такого бренда как Volvo демонстрирует, что Казахстан высокоразвитая страна, которая уверенно смотрит в будущее и создает достаточно возможностей для инвестирования на внутреннем рынке.