Ведение бухгалтерии — один из самых важных и сложных процессов в любом бизнесе. А в условиях регулярных изменений в налоговом законодательстве потребность в качественных бухгалтерских услугах возрастает в разы. Однако немногие компании могут позволить себе содержать персонального бухгалтера. На этом фоне идеальный вариант для представителей малого и среднего бизнеса — онлайн-бухгалтерия. О том, как технологии меняют бизнес и что ждет профессию «Бухгалтер» в будущем, в интервью «Капитал.kz» рассказал Асет Нурпеисов, генеральный директор ТОО «Бухта.кз».
— Асет, какие возможности для предпринимателей дает онлайн-бухгалтерия?
— Сегодня ведение бухучета на предприятиях становится все более автоматизированным. Наиболее распространенные программные продукты 1С для средних компаний, а также Oracle и SAP для больших предприятий. Малый бизнес и микрофирмы ведут свою бухгалтерию на бумажных носителях или в лучшем случае в Excel, потому как лицензия на 1С стоит 54 тыс. тенге в год плюс затраты на содержание и обустройство рабочего места бухгалтера. Понятно, что индивидуальные предприниматели, в том числе патентщики, которые сдают квартиры, не будут нести такие расходы. И этот сегмент рынка никто не покрывает.
Онлайн-бухгалтерия, и в частности сервис buhta.kz, — это софтверный продукт, который помогает собственникам бизнеса с помощью профессионалов или самостоятельно исследовать скалистое дно бухгалтерии. Например, вести бухгалтерский учет, генерировать необходимую документацию и сдавать отчетность. К тому же это решение позволяет сэкономить время и деньги, так как получить доступ к своим документам можно с любого девайса и из любой точки мира.
— Кому и как пришла идея запустить сервис buhta.kz?
— Я по образованию бухгалтер. Когда я работал по специальности, меня всегда раздражало, что все процессы происходили медленно, а бухгалтерия должна быть быстрой, и я решил это изменить. За основу взяли американский стиль учета, когда сначала делается доход-расход и уже на его основании сам документ. В общей сложности на создание этого сервиса у нас ушло 3 года.
Сегодня buhta.kz — самая облегченная версия для автоматизации процессов под определенный тип предприятия. Это исключительно казахстанская разработка по собственной уникальной технологии, которая позволяет очень быстро формировать и обрабатывать бухгалтерские документы. Кроме того, у нас есть технологическая интеграция с банками, благодаря которой предприниматели могут следить за движением денежных средств. А с помощью платежной системы Wallet One с легкостью выставлять счета на оплату и принимать платежи. Автоматизация инвойсов позволяет ускорить эту процедуру в разы. Если раньше на это уходили недели, то сейчас — секунды.
— Каким был стартовый капитал?
— Это был стартап, который начал сразу зарабатывать. Мы сначала продали идею, а потом создали сервис. То есть нашли клиентов, нуждающихся в профессиональном бухгалтерском обслуживании, и уже для них начали разрабатывать buhta.kz. По мере роста числа клиентов и дохода мы вкладывались в дизайн и технологии. Свой чистый доход мы постоянно реинвестируем — это называется Lean Startup, когда бизнес живет только на собственные средства, не привлекая инвесторов и дополнительное финансирование.
Мы растем довольно быстро. За 3 года работы количество сотрудников увеличилось в 6 раз — с 3 человек до 17. Аналогичная ситуация и с клиентами: в первый год у нас их было всего 50, а сейчас уже 750. И это только те, кто работают с нами по договору, не считая пользователей, зарегистрированных на сайте. Сегодня офисы компании представлены в Алматы, Астане и Костанае. В мае откроется круглосуточный бэк-офис в г. Костанае, где будет работать около 10 сотрудников.
— От чего зависит стоимость оказываемых услуг?
— Стоимость услуг зависит от формы предприятия и режима налогообложения. Для удобства клиентов мы сформировали пакеты услуг. Так, для юридических лиц, работающих по общеустановленной системе налогообложения, стоимость бухгалтерского обслуживания составит 20 тыс. тенге для ИП и 40 тыс. тенге для ТОО. Для юрлиц, работающих по «упрощенке»: ИП — 10 тыс. тенге, ТОО — 30 тыс. тенге.
По разовым услугам цены рассчитываются индивидуально. Чем больше объем работ, тем выше стоимость. К примеру, если сдача налоговой отчетности стоит от 2 тыс. тенге, то закрытие ТОО уже 100−300 тыс. тенге в зависимости от трудоемкости. В любом случае это в 3 раза дешевле, чем содержать бухгалтера в штате. Кроме того, наши специалисты никогда не уйдут на больничный или в декретный отпуск. Таким образом, благодаря нашему технологическому решению мы не только увеличиваем эффективность работы бухгалтеров и минимизируем стоимость услуг, но и упрощаем ведение бизнеса.
— Асет, кто ваши клиенты?
— В первую очередь это молодые инновационные компании. В их числе: сервис «Давай сходим», вайнеры Yuframe, водители Uber и «Яндекс Такси», фотографы, торговцы, различные студии дизайна и школы танцев, разработчики платежных решений, биллинговых систем, мобильных приложений и web-сайтов. Несмотря на то что мы ориентированы на широкий круг компаний — от ИП до небольших ТОО, на данный момент клиентов старше 40 лет у нас нет. В этом бизнесе большую роль играет вопрос доверия, поскольку финансовые показатели — одно из наиболее «интимных» мест в любой компании. Зачастую люди старой закалки не хотят, чтобы кто-то посторонний видел их деньги, тогда как поколение, которое привыкло все выкладывать в Instagram и WhatsApp, гораздо проще к этому относится. Хотя мы не только обеспечиваем конфиденциальность и сохранение коммерческой тайны клиента, но и несем полную ответственность за свою работу. Все это прописано в нашем договоре.
— Как вы планируете развиваться в дальнейшем?
— Мы хотим делать технологический бухгалтерский фастфуд, который позволит нам масштабироваться дальше. Для начала нам важно обеспечить отечественных предпринимателей «народным» продуктом по бухучету, который позволит казахстанскому бизнесу работать еще эффективней.
Трудоемкие процессы постепенно уходят в прошлое, и я уверен, что через несколько лет мы придем к тому, что искусственный интеллект будет делать всю бухгалтерскую отчетность и готовить необходимые документы. Бухгалтеру останется все перепроверить, если надо, исправить и отправить. Я не говорю о полной замене бухгалтера в ближайшие 3 года, но вы даже не представляете, насколько быстро это произойдет. На мой взгляд, через 5 лет бухгалтер как профессия станет неперспективной. Вспомните, валидаторы заменили кондукторов. Но если раньше это касалось неквалифицированных специальностей, то сейчас технологии приходят и на профессиональные ниши.