В начале декабря в правительстве представили программу «Цифровой Казахстан», состоящую из более ста проектов по цифровизации всех секторов экономики. Ожидается, что эта программа будет расширяться и в дальнейшем для наиболее полного охвата трендов индустриальной революции 4.0. Вместе с тем и частный бизнес сегодня понимает необходимость цифровой трансформации — у 54% организаций мира существуют выделенные ресурсы на внедрение и развитие инноваций. Тем не менее первые шаги цифровизации не всегда очевидны.
Несмотря на обыденность и даже некоторую избитость таких понятий, как четвертая индустриальная революция, большие данные, роботизация, блокчейн, до сих пор для многих организаций стратегия цифровой трансформации упирается лишь во внедрение стандартных программных продуктов. Обсуждая и реализовывая проекты в области цифровизации на протяжении последней пары лет (в основном в государственном, квазигосударственном и финансовом секторах), мы видим, что у организаций есть изначальное понимание необходимости комплексного подхода, однако на первых шагах оказывается сложным вовлечь все необходимые для успеха цифровой трансформации стороны, определиться с планом действий и необходимыми ресурсами.
Между тем именно налаживание сотрудничества внутри и вне организации мы бы поставили на первое место. Открытость и сотрудничество с производителями тех самых пресловутых «подрывных» технологий — приоритет digital-программ для 52% организаций мира, согласно глобальному опросу ИТ-директоров KPMG / Harvey Nash. С 2015 года $27 млрд инвестировали в финтех-компании сами банки и прочие финансовые институты. Уже становятся хрестоматийными примеры сотрудничества с финтех-стартапами Goldman Sachs, CIBC, Santander, AXA, Commonwealth Bank of Australia и других гигантов по направлениям кредитного скоринга, подбора индивидуальных банковских продуктов и страховых планов, интеллектуальной обработки заявок, обращений и подготовки отчетности. Ориентироваться в глобальном мире финтеха, чтобы выстраивать эффективную модель сотрудничества, становится непросто. Существует ряд платформ для мониторинга и подбора финтех-компаний (например, Matchi, Fintech 100), однако их создатели подчеркивают, что необходимо заранее определить финтех-стратегию, выбрать ключевые темы для сотрудничества и критерии сравнения предложений.
Сотрудничество со стартапами в рамках цифровой трансформации актуально не только для финансового сектора. Хакатоны и программы акселерации сегодня организуются и спонсируются, помимо банков, производственными, транспортными, телекоммуникационными, потребительскими компаниями и государственным сектором. Помимо этого, важным драйвером развития стартап-предложений и, соответственно, цифровой трансформации является обеспечение открытости данных и архитектуры. Как говорит Алек Росс, американский политик, экономист, автор бестселлера «Индустрии будущего», «Земля была сырьем в век земледелия, железо было сырьем в век промышленности, а данные — сырье в век информации». Очень важно предоставить потенциальным разработчикам материал, анализируя который они бы могли приходить к новым идеям и реализовывать новые продукты. На государственном уровне эта концепция уже многие годы выражается в порталах «Открытые данные». Интересно, что сегодня подобные разделы с наборами данных можно встретить и на сайтах крупных компаний. Более популярной реализацией этой концепции является публикация открытых инструментов интеграции с ИТ-ландшафтом компании (Open API) для создания предложения совместных продуктов и услуг. В ЕС в следующем году, согласно директиве PSD2, банки будут публиковать открытые инструменты интеграции в обязательном порядке. При этом регулятор устанавливает определенные правила, в том числе в области обеспечения информационной безопасности в подобных интеграциях.
Один из наиболее ярких мировых примеров помещения в центр цифровой трансформации концепции сотрудничества и открытости во всем — digital-программа французского оператора железных дорог SNCF. Данная программа с бюджетом в несколько сотен миллионов евро четко изложена на специально созданном сайте, статус и последние новости также обновляются в социальных сетях, регулярно проводятся мероприятия для рынка, открываются лаборатории и музеи, а для открытых данных, общения и тестирования разработок созданы отдельные веб-платформы.
Следующим не зависящим от индустрии шагом по цифровизации может стать создание специальных подразделений — цифровых лабораторий. Невозможно и неэффективно переводить на блокчейн все процессы организации или внедрять роботов во всех подразделениях сразу — важно, чтобы кроссфункциональная команда инициативных специалистов широкого кругозора начала экспериментировать, используя блокчейн- и IoT-платформы типа Etherium, Azure, Amazon, Google или инструменты роботизации типа Automation Anywhere, UiPath. Подразделение цифрового банкинга — не редкость для современных банков, даже на уровне центральных банков создаются регуляторные песочницы для апробирования новых технологий. Известно, что подобные лаборатории существуют или создаются во многих международных организациях, чей бизнес сегодня Gartner и различные университеты ставят под наибольшим риском изменения под действием новых технологий — в их числе: транспорт, логистика, производство, многие профессиональные услуги.
Отдельно отметим, что программа цифровой трансформации, как и любая другая программа проектов, независимо от следования традиционным или Agile-подходам, требует определения стратегии — видения, направлений, сроков, метрик, приоритетов и самих проектов до начала реализации. Определить цифровую стратегию может быть достаточно тяжело без хорошего понимания текущей архитектуры организации, так как вновь появляющиеся технологические решения могут в корне не соответствовать принятым в организации технологическим стандартам и представлять определенную трудность при интеграции. Многие организации, в том числе государства на министерском уровне, приступают к digital-программам с внедрения архитектурного подхода, проводя на первом этапе подробный аудит текущей архитектуры, которая могла строиться (порой хаотично) десятилетиями, по всем направлениям: архитектура деятельности, данных, систем и инфраструктура. Неслучайно корпоративная архитектура названа компетенцией с самым растущим спросом, нехватку которой испытывают 34% организаций по всему миру. При этом особое внимание сегодня уделяется микросервисной архитектуре, периодически подвергающейся многосторонней критике, но все же ускоряющей тестирование и внедрение новых IT-сервисов. Внедрение подходов к управлению архитектурой предприятия как начало цифровой трансформации в Казахстане мы наблюдаем и в государственных организациях, и во многих банках, за рубежом очень известны примеры правительств США, Великобритании, Австралии и некоторых стран ЕС.
Подытоживая, еще раз вернемся к отличительной особенности цифровой трансформации — необходимости обеспечения открытости и постоянного взаимодействия с внешним миром не только с производителями IT-решений, интеграторами и консультантами, но и более глобального взаимодействия с потенциальными партнерами из числа только зарождающихся компаний в традиционном и цифровом поле.
Константин Аушев, руководитель группы консультирования в области ИТ KPMG в Казахстане и Центральной Азии