В прошлом году отечественный рынок рекламы практически стагнировал — объем услуг сократился более чем на 22%, пишет аналитическая служба Finprom.kz.
Казахстанскому рынку рекламы в текущем году удалось немного восстановиться после резкого падения прошлого года, однако текущих темпов роста активности не хватает для полноценного увеличения объемов рынка.
За январь-сентябрь текущего года компании, занимающиеся рекламной деятельностью и изучением рыночной конъюнктуры, оказали услуг на общую сумму 141 млрд тенге. Таким образом, стоимость рекламных услуг за год выросла на 14%, или на 17,3 млрд тенге.
Однако в физическом выражении услуг в отрасли было оказано всего на 9,3% больше, чем год назад, вернувшись к объемам 2015 года. Напомним, что в прошлом году на фоне резкого ухудшения состояния национальной экономики, деловая активность предприятий существенно замедлилась, что повлияло на объем работ для рекламных и маркетинговых агентств — объем оказанных услуг в отрасли по итогам 9 месяцев 2016 года сократился сразу на 22,3% по сравнению с январем-сентябрем предыдущего года.
Наиболее существенно выросла стоимость услуг рекламных агентств — объем оказанных ими услуг за 9 месяцев текущего года оценивается в 125,3 млрд тенге, или на 20,5 млрд тенге (+19,6%) больше оплаченной суммы за аналогичный период 2016 года.
Работы по исследованию конъюнктуры рынка и изучению общественного мнения в этом году принесли 13,9 млрд тенге, или на 3 млрд (+27,8%) больше, чем год назад.
При этом наблюдается заметное сокращение услуг по предоставлению рекламы в СМИ — отраслевые участники рынка оказали таких услуг на 2,7 млрд тенге, за год объем сократился на 1,3 млрд тенге, или на 31,4%.
Рынок рекламы, как видно из динамики показателей деятельности участников рынка, довольно нестабильный, изменение объема услуг довольно волатильно и напрямую зависит от ситуации в экономике страны. На этом фоне рекламные и маркетинговые агентства пытаются удержать рентабельность своей деятельности путем оптимизации расходов.
Основные расходы хозяйствующего субъекта — это расходы на персонал, и эта статья затрат активно оптимизируется в течение последних трех лет. На текущий момент в компаниях, оказывающих рекламные услуги (в том числе по изучению рынка), фактическая численность персонала составляет порядка 700 человек. Это самый низкий показатель размера штата работников в отрасли за всю историю 2010-х годов.
Пика отраслевой рынок труда достигнул в январе-сентябре 2014 года, когда в рекламе работало порядка 3 тысяч человек. Однако затем многократные девальвации и сопутствующая заморозка деловой активности в стране сократили численность работников в отрасли на 23,3% в 2015 году, затем на 54,5% в 2016 году. За последний годовой период рынок рекламы лишился еще 33,1% сотрудников.