USD
498.34₸
EUR
519.72₸
RUB
4.85₸
BRENT
75.28$
BTC
97034.50$
-1046.900

Как выпускник «Болашака» запустил свой образовательный проект?

Ербол Омирхан открыл в Казахстане 12 центров и по его франшизе уже работают в России и ОАЭ

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как выпускник «Болашака» запустил свой образовательный проект?- Kapital.kz

Конец двухтысячных. Каждое лето Ербол Омирхан, ученик астанинской школы «Зерде», ждет брата из США. Брат возвращается на каникулы домой в Казахстан и привозит целый ворох впечатлений. Ербол внимает рассказам о том, чем живут американцы, где получают образование и кем становятся. После окончания школы у Ербола три пути — МГУ, астанинский Назарбаев Университет и американский Университет штата Пенсильвания. Для него выбор очевиден. Успешное окончание университета в Штатах, обязательства стипендиата «Болашака», обновленные навыки и умения ведут Ербола обратно, в родные пенаты. В 2015-м предприимчивый казахстанец и его друг покидают стабильные компании, отказываются от хорошей зарплаты и запускают свой проект — центры детского обучения Bolashak Engineering.

Сегодня в казахстанских STEM-центрах детям вручают парашюты и катапульты, рассказывают теорию, показывают связь между теорией и практикой и… пускают ребят в свободное плавание. Интерактивная часть настолько увлекает ребенка, что он уже сам мастерит катапульту, стреляет и наконец видит, как действуют законы физики в реальной жизни. Об американском подходе, казахской предприимчивости и интеграции западных моделей образования в реалии среднеазиатского региона «Капитал.kz» рассказал создатель центров обучения Bolashak Engineering Ербол Омирхан.

- Ербол, ваш путь начался в Штатах. Престижное образование в Пенсильванском университете… Почему не Казахстан?

— «Болашак» дал мне шанс поступить в университет за рубежом. Я выбрал Америку — промышленный инжиниринг, где мы изучали различные инструменты, которые способствуют оптимизации производственного процесса. Плюс программы состоял в том, что это была не узкая специализация. Она была направлена в том числе на улучшение бизнес-процессов.

- Вы ассистировали учителям в обычных школах. Это личная инициатива или часть программы?

— Я был членом клуба инженеров и 3D-моделирования. Нами руководил профессор, который в какой-то момент предложил поучаствовать в жизни местной школы и помочь ученикам в проведении олимпиад. Мы ожидали увидеть традиционный формат — когда школьники презентуют свои наработки, но с удивлением обнаружили совершенно иную форму взаимодействия. Ребятам задавали проблему, причем реальную — скажем, социальную либо экологическую, и они посредством подручных материалов и основываясь на знаниях, которые получили в школе, создавали интегрированные решения. Например, в каком-то районе нет электричества. Дети делали небольшие ветрогенераторы или солнечные панели и обеспечивали население энергией.

- Насколько активности, о которых вы упомянули, помогают американским школьникам в будущем поступлении в вузы и в карьере?

— Основной целью каждого американского студента является трудоустройство. Там членство в каких-либо ассоциациях и клубах и вообще любые активности являются несомненными плюсами в найме. Ежегодно проходят разного рода ярмарки, на которых студенты в группах создают, реализуют, а затем презентуют проекты профессорам университетов. На выпускников приезжают посмотреть и представители компаний — таким образом, работодатель видит реальный результат и перспективные кадры. Мы, например, получили задание от международной компании Tyco создать 3D-принтер с металлической печатью. Компания выделила нашей команде бюджет $230 000, в рамках которого за полгода мы должны были создать оборудование, отвечающее определенным параметрам. В группе было два американца, китаец и я. В течение 6 месяцев мы еженедельно посещали офис компании, согласовывали с ними все свои шаги, ездили в командировки — рассматривали аналогичные проекты, закупали материалы и оборудование. К концу семестра мы презентовали проект, и нас сразу же пригласили на работу в Tyco. Ребята предложение приняли, а я, являясь стипендиатом «Болашака», отправился работать в Казахстан.

- А открыть собственное дело вас тоже замотивировала проактивная позиция западных студентов?

— Мы и сами в студенческие годы были активными — покупали телефоны, перепродавали их в Казахстане, потом подросли до автомобилей. Хотя идея создания STEM-центра мне и моему партнеру пришла именно после обучения в Америке, потому что их модель нас по-настоящему вдохновила.

- Что вас побудило создать проект, связанный в первую очередь с образованием, а не с инженерией?

— На первом курсе у меня возникло насколько проблем. Например, на парах по инженерному дизайну в течение 3−4 часов мы должны были создать прототип какого-нибудь механизма. У однокурсников-американцев это получалось лучше, чем у меня, потому что они это умели. В казахстанских учреждениях физике, химии и другим наукам обучают хорошо, но использование этих знаний в реальной жизни не практикуют.

- А как проходят уроки в Штатах?

— В Америке проводят три урока-лекции и одну лабораторную работу, где дети применяют полученные знания в реальном времени. Школьники обожают мультики с персонажами Marvel. В физике есть понятие сил, а у Marvel есть летающий супергерой, и на каждое из его движений действует сила притяжения — гравитация, сила трения и так далее. Еще у него есть определенная скорость, углы перемещения, и из этих данных можно сделать задачку, интересную детям. Связать любимого героя с понятиями из физики для восьмиклассника — лучшее решение. Такой подход способствует отличному усвоению материала. Наши лабораторки не адаптированы под современные реалии. Они связаны с научной деятельностью, но не интересны. Школьник учится для того, чтобы сдать контрольную, и никак не может связать науку с реальным миром — автомобилями, ракетами, мостами. Я любил математику, а физику учил только потому, что нужно было хорошо сдать ЕНТ и поступить в вуз. А ведь когда тебе наглядно показывают, для чего ты учишь эту физику и то, где ты эти знания можешь применить, мотивация и интерес возрастают.

- Какие еще проблемы возникали?

— Когда мне давали задачу, я сидел и решал ее в одиночестве. Я не умел работать в команде, а этому можно учиться. В дальнейшем такой навык помогает ребенку легче осваиваться в коллективе, и его мы прививаем в наших центрах. В университете я не мог правильно преподнести свою идею, и это было еще одной проблемой, ведь в школах нас этому не учили. Рассказ о том, почему ребенок создал то или иное устройство и чем оно может быть полезно, помогает ему стать увереннее в себе. У меня были личные проблемы, и я понял, что по приезде можно будет предпринять какие-то шаги для их глобального решения и попробовать создать некий хаб, где школьники смогут узнать, для чего они вообще учат те или иные предметы.

aae7a1e6ec396b2c9f02e2dd3cc.jpg

— Сколько вам было лет и понимали ли вы, за какое серьезное дело беретесь?

— 2015-й… Мне было 22. Я человек приземленный, перед стартом мы просчитали все риски, создали финансовую и экономическую модель. Мы знали, в какой период выйдем в ноль и когда начнем получать прибыль. Мы осознавали то, что берем ответственность за наем людей, их заработную плату и внесение денег за аренду точно в срок.

- Два казаха в американском университете просто сели и составили план реализации проекта, который в итоге стал вполне себе успешным?

— Да, разговор об этом мы завели на улице. Потом поднялись ко мне в квартиру, сели на кухне, открыли ноутбук, обсудили миссию организации, видение и цели и в Excel создали финансовую модель. Все началось с вдохновения, а потом перешло в рациональное русло с расчетом opportunity costs (оценка эффективности использования времени), обросло финансовыми моделями и риск-менеджментом.

- Где взяли инвестиции?

— У нас были собственные сбережения. Мы вернулись в Казахстан и оба имели работу. Я, например, трудился вахтовым методом в «Тенгизшевройле» между Астаной и Атырау, коллега работал в столице. В месяцы, которые я проводил в Астане, ежедневно с 6 до 10−11 вечера мы с другом занимались созданием нашего STEM-центра. Уже спустя 6−7 месяцев после запуска мы поняли, что пора выходить из зоны комфорта и доводить проект до ума, и уволились. Хотя близкие и относились к затее негативно, я решил, что у каждого свой путь, и если буду жить по чьим-то советам, то проживу не свою жизнь. Мы начали с поиска помещения — нужно было найти место в спальных районах, чтобы легче было добираться, затем занялись адаптацией программы… На это ушло очень много времени.

— А кто занимался адаптацией?

— Вообще, программу создавали с нуля — писали ее совместно с американскими профессорами, просили помощи учителей школ, где мы помогали детям, искали информацию в интернете. Затем мы нашли учителя-физика, обучали его в течение двух месяцев и сами первое время преподавали. По ходу дела мы анализировали реакцию ребенка, то, насколько быстро он усваивает материал, нравится ли он ему, и снова дорабатывали программу. Сегодня над оптимизацией процесса обучения работает 7 человек из отдела research and development — аналитики, методист, идеолог, человек, который дорабатывает программу, и так далее. Они компонуют свои знания и создают такой вот интересный продукт.

- Как подбираете учителей?

— Во-первых, у учителя должно быть знание, во-вторых, он должен быть активным и находить общий язык с ребенком, стать его другом. Наш коллектив молодой, самым младшим участникам, студентам Назарбаев и Евразийского университетов, которые преподают программирование, 19−20, старшему — 28.

- Сколько было сотрудников изначально?

— Двое. Сейчас в астанинском офисе (самом большом, — прим. ред.) у нас 14 человек. В целом в Казахстане в 12 центрах насчитывается 35−40 сотрудников. Нашу франшизу реализуют в двух городах России. Красноярский офис, кстати, за два месяца собрал более 70 учеников. Ребята активны и выдают прекрасные результаты! Летом мы продали франшизу и подписали контракт с Дубаем. Самый эффективный офис — астанинский. Работаем давно, есть собственная клиентская база. Более того, мы сотрудничаем со школами — при общеобразовательных учреждениях мы открыты как кружки.

- Финансовая модель оправдалась, вы окупаетесь?

— Если бы не окупалась, никакого штата в 40 человек не было бы (смеется). Мы уже давно вышли на уровень доходности. Изначально мы инвестировали около 4−5 млн тенге. На пятом месяце мы получали стабильный доход, его и инвестировали в развитие. Конечно, чтобы чувствовать себя комфортно, получать и платить зарплаты, часть прибыли изымаем. Но мы хитрые (улыбается), 70−80% средств пускаем в развитие. Более того, год назад на нас вышло российское маркетинговое агентство. С тех пор они причастны к нашему развитию — продают франшизы, о которых я упоминал.

- Как строите отношения с франчайзи?

— Мы говорим: «Один за всех и все за одного». Мы прикладываем максимум усилий для того, чтобы они встали на ноги. Пока франшиза не выходит на уровень доходности, работаем вместе — начиная с рекламы и заканчивая административными вопросами. Сотрудники и руководители проходят обучение, затем мы предоставляем еженедельный план работ и проверяем его выполнение. Франшиза стоит 2 млн тенге. Для небольших городов цена может быть снижена.

- А были ли проблемы?

— Как и везде. Партнеров становится все больше — кто-то не укладывается в сроки, кто-то нанимает пожилых преподавателей, которые уходят не в STEM, а в старую советскую систему. Бывает, люди проявляют инициативу — тратятся на баннеры или рекламу на радио, но это оказывается бесполезным, ведь основной массе населения наш продукт пока не знаком. Со временем все налаживается. Качество образования мы тщательно контролируем, в договоре прописано: если команда не соответствует нашим требованиям, мы можем отобрать право использования нашего бренда.

- Кстати, как о вас узнают люди?

— Мы участвуем в различных ярмарках, выставках, устраиваем мероприятия в торговых и бизнес-центрах, школах. Туда приходят родители, и наши ребята объясняют, что это и для чего нужно. В нашем случае продажи «в полях» эффективнее.

- Как меняется ребенок с приходом в ваши центры?

— Каждый учитель ведет переписку с родителями, многие отмечают возрастающую активность и проявление интереса к естественным наукам. Улучшаются оценки, через 3−4 месяца ребенка не узнать — он умеет отстоять свое мнение, презентовать результаты и работать в коллективе.

- А взрослые к вам не приходят? Мне вот захотелось.

— У нас есть услуги по созданию воркшопов. В октябре, например, будем проводить мероприятие для сотрудников ERG (Eurasian Resource Group). Мы озвучиваем задачу, даем подручные материалы, а участники создают прототип ее решения. В компании, которая специализируется на добыче руды, используют тяжелую технику, мы придумали историю с экскаватором. Такие воркшопы повышают командный дух, способствуют изменению мышления взрослых людей. Так что это и взрослым интересно.

Курс STEM-центров рассчитан на 4 уровня, каждый из которых длится 1 год.

Программирование, робототехника, инженерия и 3D-моделирование. Дети работают индивидуально, затем в группах — создают проекты и презентуют их.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.