Мы встретились с Ильей Бондариком в девятом часу вечера, потому что его плотный график работы не давал нам шанса увидеться раньше. «Я работаю в одной из телекоммуникационных компаний и параллельно веду наш с супругой бизнес», — уточнил он при встрече. Наша беседа состоялась в одном из гаражей Алматы, в котором производятся фреймы для клатчей и рюкзаков. Илья с супругой Анной уже более трех лет изготавливают самобытные арт-объекты под брендом RedCrow. Уникальность их изделий — необычные принты на ткани, обрамленные массивным текстурным деревом. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал с Ильей о том, с чего начинался «сумчатый» бизнес, почему дерево — это особый материал и можно ли сшить качественную сумку только из казахстанского сырья.
Все начиналось с уроков труда
Бизнес по пошиву клатчей и рюкзаков семья Бондарик запустила боле трех лет назад. Но перед тем как начать шить клатчи, супруга Ильи Анна пробовала себя в изготовлении изысканной бижутерии. Работать с бижутерией под брендом RedCrow Анна начала в 2011 году. Бижутерию изготавливались из полимерной глины. Но спустя время в семье Бондарик появился малыш, Анна уже не смогла заниматься бижутерией. «После появления на свет детей пришло понимание, что мы уже не сможем кому-то делегировать дела по изготовлению бижутерии. Мы стали рассматривать различные идеи, чем можно было бы заняться. Как-то на сайте интернет-магазина Анна наткнулась на деревянные фреймы — это такие изделия, которые обрамляют ткань клатчей. Они показались моей супруге интересными, потому что фреймы были сделаны из фактурного дерева, они были достаточно необычной формы», — рассказывает Илья.
Анна по профессии химик-органик, уточняет Илья, страсть к дизайну пришла к ней в школьные годы. «В семье Ани всегда была швейная машинка, желание шить у нее появилось еще в далеком детстве благодаря журналам Burda. Она до сих пор хранит выпуски издания ранних 90-х. Дизайну моя супруга нигде не училась, азы шитья Аня познавала на уроках труда в школе», — делится собеседник.
Фреймы и Bentley: что общего?
Те самые ручки, которые Анна нашла в интернет-магазине, было решено заказать небольшой партией. У одной из наших героинь возникло желание попробовать себя в пошиве клатчей и рюкзаков. «Около года мы заказывали фреймы из бука через интернет-сайт, они производились в Китае. Пошивом и моделированием клатчей, подбором рисунков принтов на тканях занимается Аня, первое время у нас не было швей. Спустя же год, после запуска бизнеса, мы решили отказаться от приобретения фреймов через интернет-магазин. Сотрудничать с Китаем было тяжело, потому что приходило минимум 20−30% бракованных, поломанных фреймов. Один фрейм нам обходился в 10 долларов. Хотя китайский поставщик входил в ситуацию и досылал нам фреймы, но из-за брака у нас сдвигались сроки для выполнения заказов. Однажды был такой случай, мы заказали в Китае около 80 фреймов, из них целыми оказалось только 20. Понимаете, на тот момент под эти фреймы уже был определенный объем заказов. Нам нужно было как-то выкручиваться из ситуации и мы заказали доставку фреймов через DHL. Каждый фрейм оказался дороже, чем 10 долларов, но зато мы сохранили свою репутацию», — рассказывает Илья.
После неудач с китайскими фреймами, Илья и Анна твердо решили — нужно попробовать изготавливать фреймы самим.
«В 2016 году мы отдыхали в Индии, поехали туда мы 31 декабря, а поездка закончилась в феврале. Как раз в это время Нацбанк РК опустил нацвалюту со 180 до 255 тенге за доллар. В тот момент к нам пришло понимание, что работать с Китаем, учитывая бракованные фреймы и курс, стало не выгодным. На тот момент у нас был небольшой капитал, и мы решили открыть мини-цех по производству своих фреймов с брендом RedCrow. Я вспомнил о своем друге детства, который обладал навыками работы с деревом. Когда я рассказал ему о проекте, он загоревшись этой идеей, согласился. Первый фрейм мы изготавливали из цельного бука 1,5 месяца, потому что технологией производства мы не обладали. Фреймы мы усовершенствовали, они стали еще более крепкими, чем китайские. Насколько мне известно, та технология по изготовлению фреймов, на которую мы перешли, приближена к той, которая используется для изготовления панелей Bentley», — отмечает Илья.
Деревянный фрейм
Впрочем, сменить пришлось не только поставщика фреймов, но и шарниров — это такие крепления, за счет которых клатч открывается. «Первая партия клатчей была из выковырянных шарниров, которые оставались от поломанных фреймов. Такая критичная ситуация складывалась из-за того, что в Алматы и даже в интернете такие шарниры купить было невозможно, их попросту не было в продаже. Позже мы стали заказывать шарниры у перекупщиков, но этот опыт стоил нам больших затрат — один шарнир обходился примерно в один доллар. Спустя время по шарнирам мы напрямую стали сотрудничать с заводом из Китая — наше партнерство длиться около двух лет», — рассказывает собеседник.
Ручки для клатчей и рюкзаков Илья изготавливает сам. «Нарезать ремешки для сумок вручную массово практически невозможно и нам пришлось заказывать специальный аппарат для резки из Китая. Фурнитура для крепежа ремешков, различные клепки, заказываем через интернет-магазин. Она китайского производства. Понимаете, в целом, если говорить о фурнитуре, в Алматы она очень дорогая и ее выбор очень скудный. Фурнитуры необходимого нам формата и качества мы никак не могли найти в Алматы. Цены тоже оставляют желать лучшего. Например, одна карабин китайского производства, хорошего качества стоит около 60 тенге, в нашем же городе она обойдется в 250−500 тенге. Это очень огромный разрыв по ценам», — подчеркивает предприниматель.
Притягательные принты
Собеседник рассказывает, что бизнес по пошиву рюкзаков и клатчей «не потребовал ощутимых инвестиций». Впрочем, Илья уточняет, что каких-то расчетов по исходным вложениям в бизнес он не производил. «В банки за кредитом мы не обращались, решили попробовать обойтись собственными силами. Со своей зарплаты я ежемесячно вливал в бизнес около 50−70 тыс. тенге», — делится совладелец бренда RedCrow.
Фото клатчей представлено предпринимателем
Для пошива клатчей и рюкзаков используются кожа, эко-кожа, бархат, замша и рогожка, в коллекции есть также и вязанные модели и модели box-формата. «Большинство изделий производятся из плотной рогожки — это очень прочный материал. Его в основном применяют при обшивке мебели, рогожка самый оптимальный материал для нанесения принта. Ткани покупаем в Казахстане, под заказ как-то приобретали их в Америке. Мы любим работать с эко-кожей, потому что она более практична, более устойчива в носке и ее проще постирать, протереть. Замша преимущественно корейского и немецкого производства. Для подклада используем габардин, который заправляется под фрейм и закрепляется специальными шурупами. Габардин приобретаем в Алматы, мы покупаем его у поставщика, который предложил нам хорошую скидку. В дальнейшем планируем закупать ткани в Бишкеке, потому что там более приемлемые цены на ткани», — отмечает Илья.
Самобытность клатчей и рюкзаков проявляется не только во фреймах, но и в притягательных принтах. Дизайн рисунка разрабатывает Анна, также она иногда пользуемся сайтом hutterstock.com, где собраны различные мотивы. «Но есть заказчики, которые хотят, чтобы тканевый рисунок был их собственного дизайна. Такие заказы мы также выполняем. Кстати, наибольшая доля спроса формируется именно через предзаказы. Это очень удобный формат работы, потому что не стоит держать огромный запас изделий. Максимальный срок исполнения одного клатча не превышает 5−7 дней. По запросу клиента, в зависимости от объема очереди, мы можем сделать заказ быстрее», — уточняет совладелец бизнеса.
В целом же, для того, чтобы нанести на ткань принты используется специальное оборудование. «Рисунок получается очень стойкий, он не смывается и не теряет цвета при стирке. Мы рассчитываем на то, что наши клатчи и рюкзаки можно будет носить не только на выход, а каждый день. Принт наносится путем сублимации, этим занимается одна из наших швей. Всего же в нашей команде две швеи, вязальщица, четыре специалиста по работе по дереву и бухгалтер. Одна из швей отрабатывает только заказы, другая — ассортиментные изделия, чтобы мы могли выкладывать фото клатчей на сайт и в Instagram», — делится Илья.
Зимняя коллекция преимущественно представлена вязанными клатчами и рюкзаками. «Вязанную основу для наших изделий вяжут мастерицы. Обучает швей моя мама, сейчас она является нашей основной швеей. Мама стояла у истоков нашего бизнеса, поэтому она знакома со всеми нюансами по шитью. Хотя, мама всю свою жизнь посвятила парикмахерскому делу, шитье и вязанье — было ее увлечением», — замечает Илья.
Маржинальность бизнеса
Цена на текстильные клатчи в среднем варьируются от 16−18 тыс. тенге, рюкзаков: от 20−25 тыс. тенге. «Маржа от изделий из эко-кожи, замши составляет около 2 тыс. тенге. В этом году мы на пробу приобрели итальянскую ткань, метр такой ткани стоит около 80 тыс. тенге. Маржа по клатчам из этой ткани в среднем порядка 5−7 тыс. тенге», — рассказывает Илья.
В Алматы нет дефицита швей
Собеседник поясняет, что при поиске швей и вязальщиц в Алматы не возникало проблем. «Думаю, что исторически сложилось так, что женщины Казахстана любят и умеют рукодельничать. Кстати, изначально, когда мы только запускали бизнес по пошиву клатчей, мы пробовали работать с ателье. Но, спустя время в ателье нам сказали, что их работа очень трудоемкая и швеям не выгодно долго корпеть над одной вещью столько времени, сколько требовала наша авторская технология. В общем, для ателье наши заказы стали попросту не выгодными. Моя супруга сама разрабатывала лекала и технологию пошива. Наверное, для швей, которые работают на потоке, она оказалось немного вне формата. Поэтому мы стараемся нанимать малоопытных швей, чтобы обучать их», — отмечает Илья.
Фото представлено предпринимателем
Предприниматель поясняет, что сейчас в месяц продается в среднем 100−150 клатчей и рюкзаков. «Каждый месяц наши обороты увеличиваются. Можно сказать, что спрос превышает предложение — нам не хватает дополнительных рук. Чтобы восполнить спрос к запуску готовится мини-цех для швей, сейчас все они шьют на дому. К тому же в планах — взять еще несколько швей. В настоящее время в нашем новом мини-цеху происходит наладка оборудования. В среднесрочных планах — организовать более комфортную локацию для мастеров по дереву, пока он работают в гараже. Мы надеемся, что после расширения нам удастся сократить срок выполнения заказа с 5−7 дней до двух дней и соответственно, существенно нарастить объем сбыта. Спрос на наши изделия не ограничивается Казахстаном, к нам поступают заказы из России, Киргизии, США, Турции, Германии и Японии. В США один из наших знакомых намерен открыть интернет-магазин — мы ему на пробу уже отправили 30 клатчей», — рассказывает совладелец бизнеса.
В настоящее время клатчи и рюкзаки RedCrow можно приобрести в нескольких торговых точках: в Алматы, Астане и в Бишкеке. Но преимущественно изделия продвигаются через Instagram. «Сайт пока не достаточно раскручен, потому что мы его запустили в январе 2017 года», — уточняет Илья.
«Мы буквально в этом году стали поспевать за спросом, стали заниматься маркетингом. Оборот от продаж постоянно увеличивается, но все заработанные средства мы инвестировали в бизнес. Окупилось ли уже наше дело или нет, сказать сложно. Мы не гонимся за прибылью — на данном этапе развития для нас главное повысить качество изделий, заработать имея. За все три года функционирования бизнеса мы вытащили из прибыли ресурсы лишь всего — около 500−750 тыс. тенге», — отмечает Илья.
Индейские мотивы в тренде
Предприниматель рассказывает, что клатчи и рюкзаки с деревянными фреймами более востребованы, чем с металлическими. «По продажам мы видим, что изделия с металлическими фреймами пользуются меньшим спросом. Особенным спросом пользуются клатчи с рисунком навахо. Такой орнамент был популярен у индейцев племени навахо. Этот узор узнаваем, как скандинавские узоры или „турецкие огурцы“. У нас были такие позиции по клатчам и рюкзахам, которые продались тиражом по 50 штук», — уточняет Илья.
Один из редких заказов, рассказывает собеседник, — заказ на создание клатча с национальным казахским принтом. «У нас в ассортименте пока нет изделий с таким узором, но возможно выйдет такая коллекция. Но в перспективе мы планируем создавать пакетный подукт с фирменным стилем и продавать его. Думаю, такой формат услуг будет востребован у компаний. Если говорить о сезонности: летом у нас высокий спрос, самый „мертвый“ месяц — это январь. Но мы постараемся вытянуть январь», — отметил Илья.
Он советует начинающим предпринимателям никогда не опускать руки, когда в бизнесе что-то не получается.