Все начиналось с игрушек и небольших разноцветных деталек, которые печатались больше для развлечения, а не для серьезных целей. Разноцветные фигурки размером с шахматные пешки и ладьи гордо выставляли в павильонах и на выставках, больше для демонстрации, чем для какого-либо практического применения. Теперь 3D-печать — это целые бизнес-направления, благодаря которым печатают дома, органы, оружие и индивидуальные молекулы. Наверное, единственным сдерживающим фактором распространения 3D-печати в повседневной жизни остается технологическое ограничение самих принтеров. Но разработчики с этим исправно борются. «Капитал.kz» разбирался, до чего дошел прогресс в области 3D-технологий и узнал, когда уже можно будет печатать еду на принтере.
Сэкономить самолет
3D-технологии существенно упрощают и удешевляют производство чего-либо: автопроизводитель Ford тестирует 3D-печать деталей для авто, а китайские разработчики печатают на принтере целый дом. Аддитивные технологии дают возможность сократить срок производства и стоимости конечного продукта, что в свою очередь означает увеличение производительности при меньших затратах. Для примера можно взять Boeing, который собирается закупить титановые детали для новых самолетов, изготовленных на 3D-принтере.
«Это „откроет шлюз“ для печати тысяч частей новых самолетов, в результате чего Boeing сэкономит по меньшей мере $2−3 млн за каждый новый самолет», — сказал Чип Йетс, вице-президент по маркетингу Norsk Titanium AS, компания которого и будет печатать титановые запчасти. По расчетам компании, благодаря трехмерному моделированию Boeing сэкономит почти $300 млн, что примерно равно стоимости одного нового Boeing 787. Разве не здорово? Для компании — да, но, с другой стороны, под влиянием технологий товары станут обесцениваться, и другим крупным игрокам станет сложнее удерживать свою долю на рынке.
Роман Архангельский, генеральный директор сервиса 3D-печати и литья CubicPrints.ru, считает, что для того чтобы стоимость оборудования и «расходников» снижалась, нужно больше производителей, которые будут конкурировать между собой.
«Это повлечет за собой и снижение цен, и расширение ассортимента материалов и технологий. Но это возможно только в случае возросшего спроса при наличии подготовленной аудитории, то есть людей, которые умеют создавать модели для 3D-печати и работать с оборудованием», — говорит он.
Сделай сам
Печать запасных деталей можно считать чуть ли не традиционной отраслью, куда технология трехмерного моделирования влилась практически идеально, но с развитием принтеров и увеличением расходных материалов аддитивную технологию подхватили специалисты из других отраслей. Например, в 2013 году в Еврейском музее в Нью-Йорке была подремонтирована коллекция одежды, напечатанная на 3D-принтере. Компания ThreeASFOUR представила на суд зрителей причудливые платья и наряды. Платья оказались совершенно непрактичными: во время показа модели не смогли присесть, так как могли «разбить» то, что было на них надето. Это был один из первых опытов внедрения 3D-технологии в фешен-индустрию. В этом году молодая дизайнер Денит Пелег, которая, кстати, занималась созданием коллекции совместно с ThreeASFOUR, создала отдельный бренд и напечатала собственную коллекцию. Платья и юбки, созданные на основе 3D-принтера, были сделаны на основе филамента — мягкого материала, который не царапал тело и был очень пластичным. Девушка с воодушевлением рассказывала, как была напечатана классическая юбка-карандаш, которая была надета на ней на выступлении TED.
«Как-то раз меня пригласили на одно очень важное мероприятие. На тот момент я путешествовала и со мной была только небольшая сумка с вещами. Мне было нечего надеть. За один вечер в моем гостиничном номере я создала эскиз юбки, загрузила его в принтер и на утро у меня уже была новая вещь. Кстати, это та самая юбка, что сейчас на мне», — сказала Пелег.
Технологические ограничения
При всей кажущейся простоте полноценному использованию таких технологий мешают несколько факторов. Первый и самый важный из них — нехватка навыков трехмерного моделирования у самих пользователей. Даже если купить подходящий принтер, нарисовать эскизы и загрузить все в принтер, у пользователя все равно могут возникнуть проблемы с печатью. Второй момент — технологические ограничения самих принтеров.
«Бюджетные настольные принтеры, которые печатают пластиком, позволяют создавать геометрически простые вещи и не обеспечивают должного качества. Более продвинутые машины — профессиональные и промышленные 3D-принтеры, а также расходные материалы для них, как правило, поставляются из-за рубежа, имеют довольно высокую стоимость и не просты в эксплуатации», — говорит Роман Архангельский. Получается, что такое оборудование могут позволить себе крупные компании, но не частные лица для повседневного использования.
Дизайнерская вермишель
Самое вкусное — на десерт. Наверное, не только у вас возникали идеи, что хорошо бы скачивать из интернета еду. Мы уже давно перешагнули тот рубеж, когда печатать одежду, подошвы для кроссовок или даже отдельные детали для самолетов было чем-то новым, но с едой все сложнее. Судя по всему, даже сложнее, чем с печатью органов или индивидуальных молекул. Например, Natural Machines работает над созданием пищевого 3D-принтера Foodini. Устройство может напечатать еду всего за несколько минут, для этого в принтер нужно добавить специальные капсулы со смесью. Судя по демонстрационному видео, принтер способен напечатать красивый узор в виде деревца из томатной пасты. Но одним кетчупом не наешься, хоть он и напечатан в виде красивых веточек и украшен настоящим базиликом.
Футуристическим устройством, которое продвинулось еще дальше, стал принтер Pancake Bot — первый в мире блинный принтер. Устройство похоже на большую квадратную плиту, над которой расположена небольшая емкость с тестом. Тесто из емкости выливается на плитку в форме по выбору пользователя. У пользователя есть возможность создать свой собственный блинный шедевр с помощью бесплатного программного обеспечения или выбрать готовые проекты на сайте компании. Цена такой «блинницы» стартует от $250.
Получается, что технология трехмерной печати, а также сама концепция «сделай сам» повлечет за собой сильные перемены не только в структуре потребления товаров, но и в экономике в целом. Цена на товары будет постепенно снижаться, ведь потребитель самостоятельно сможет заменить деталь авто, которую он только что напечатал на 3D-принтере, а позже — напечатать пиццу у себя дома на том же принтере.
«Что касается напечатанной одежды и еды, то это пока что экспериментальное направление, ведутся разработки и тестируются новые материалы и технологии, которые по стоимости и качеству могли бы конкурировать с традиционными способами производства. По нашим оценкам, в ближайшие несколько лет на рынке 3D-печати не стоит ожидать глобальных изменений, которые позволят сделать работу с 3D-принтерами обыденным делом», — резюмирует Роман Архангельский.