Одной из главных проблем взаимодействия государственных органов и бизнеса остается колоссальный дисбаланс между количеством жалоб на притеснение бизнеса и числом наказаний должностных лиц за совершение ими правонарушений. Так, органами прокуратуры в рамках своей деятельности по предотвращению правонарушений в сфере экономики выявлено почти 20 тыс. таких событий. А по актам прокурорского надзора изменено более 3 тыс. незаконных решений. Тем не менее, госслужащие практически не привлекаются к ответственности за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности: из 16 зарегистрированных дел в 2015 и 2016 годах обвинительный приговор вынесен только двум лицам. Об этом было заявлено на Республиканском форуме предпринимателей по вопросам противодействия коррупции с участием председателя президиума НПП «Атамекен» Тимура Кулибаева, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Так, за два последних года было возбуждено всего четыре административных производства в отношении чиновников и только по двум из них вынесены постановления о наложении взыскания. По статье 175 КоАП «Нарушение порядка проведения проверки» к ответственности привлечено 27 должностных лица. Притом, что количество жалоб на госслужащих растет — в 2015 году их было 17,5 тыс., а за 9 месяцев текущего года уже 32 тыс. Тогда как в дисциплинарном порядке наказаны только трое госслужащих.
В то же время, были отмечены и позитивные тенденции. Например, на 45% сократилось число проверок благодаря введению системы управления рисками.
Как заявил председатель президиума НПП «Атамекен» Тимур Кулибаев, в секторе был проведен анализ всей системы уведомлений и разрешений, что позволило сократить количество разрешений с 1 тыс.115 до 316.
«Теперь для того, чтобы какой-либо госслужащий придумал новое разрешение или лицензию, ему придется пройти сквозь сито анализа регуляторного воздействия. К тому же, госоргану, который пожелает усилить административное давление на бизнес, придется обосновать свою инициативу перед депутатами мажилиса Парламента. Таким образом, эта процедура довольно серьезно усложнилась. Кроме того, с прошлого года удалось отменить плановые проверки, а также ввести новые системы управления рисками. Они интегрированы в одном, фундаментальном законодательном документе — Предпринимательском кодексе. А в нынешнем году стартовала работа по проведению системного анализа контрольных и надзорных функций госорганов. Она осуществляется совместно с Генеральной прокуратурой и различными ведомствами правительства», — рассказал Тимур Кулибаев.
При этом, он отметил, что сейчас госорганами предъявляется 11 тыс. требований к бизнесу, а их можно смело сократить до 20% от нынешнего количества условий.
В свою очередь, заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев подчеркнул, что по мнению бизнес-сообщества, полученного в ходе социологического опроса, автором которого выступил Институт экономических исследований, пальму первенства среди коррумпированных госорганов удерживает Санитарно-эпидемиологическая служба (СЭС). При этом, Алик Шпекбаев высказался за возможное упразднение этого государственного органа.
Председатель агентства остановился и на вопросах отечественного здравоохранения, упомянув, что о давней дилемме — чрезвычайной закрытости и недоступности информации о проведении процедур государственных закупок лекарственных средств и медицинских препаратов. По его словам, на приобретение медикаментов в нынешнем 2016 году выделено более 150 млрд тенге.
«Значительная доля этих закупок до сих пор проводится в бумажном виде. В то время, как в государстве уже давно и упорно внедряется механизм электронных государственных закупок. Однако с точки зрения сферы здравоохранения, госзакуп лекарственных препаратов регламентируется не законом „О государственных закупках“, а отдельными правилами внутри системы», — заявил Алик Шпекбаев.