Совсем недавно созданный в Казахстане Национальный реестр франчайзинговых компаний не принесет профильной Ассоциации никаких финансовых преимуществ. Об этом в беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz сообщил президент Ассоциации франчайзинга Казахстана Бекнур Кисиков.
В настоящее время в реестр уже вошли порядка 20 компаний, как иностранных, так и отечественных. Присутствие в Национальном реестре позволит им пользоваться наибольшим доверием, как у рядовых потребителей, так и у франчази-партнеров. Поскольку включая тот или иной бренд в реестр, Ассоциация подвергает компанию тщательному анализу и проверке – насколько ее история, нынешнее положение и перспективы соответствуют реальности и могут быть интересны рынку. При этом в самой Ассоциации подчеркивают – эта работа будет проводиться, что называется «согласно штатного расписания» и разбогатеть за счет членских взносов у организации не получится.
«Вы ведь знаете, что по закону мы можем тратить эти деньги только на развитие Ассоциации. Но вы знаете, что такое работа в Ассоциации? Она не просто убыточна, мы в рамках Ассоциации сегодня ничего не зарабатываем. То, что мы делаем – это общественная работа. У нас поддержки, к сожалению, нет. Членские взносы – это отдельная тема. Содержание офиса и штата – тоже отдельный разговор. Поэтому когда мы говорим о реестре, мы не хотим сказать, что мы вдруг сразу обогатимся, это смешно. Мы даже не ставили фиксированную ставку, для многих сделали услугу и вовсе бесплатной. Поверьте, этот рынок настолько не финансовый и не готовый к определенным инвестициям, что говорить о том, что есть определенная ставка, которую делает наша Ассоциация для финансовой устойчивости – просто невозможно», - говорит глава Ассоциации Бекнур Кисиков.
На вопрос «каких компаний в Национальном реестре должно быть больше – казахстанских или иностранных», в Ассоциации ответить затрудняются. Ответ на него нужно искать, основываясь на общие данные по рынку, которые на сегодняшний день, увы, не в пользу отечественных. И этому есть немало причин.
«Сегодня более 80% франчайзинговых лицензий – это иностранные компании. Почему иностранные? Это понятно, мы никогда не обращаем внимания на авторское право, на товарный знак, на интеллектуальную собственность. В 90-ых мы упустили очень много ключевых вещей, которые можно было бы интеллектуально зарегистрировать за нами. Поэтому интеллектуальная собственность – это ниша, в которой мы еще очень слабы. На уровне республики надо постоянно проводить ликбез по интеллектуальной собственности, обучать людей, чтобы они могли защищать свои интересы. Естественно, что иностранные компании сильнее, у них больше возможностей», - говорит Бекнур Кисиков.
В отраслевом разрезе, по информации президента Ассоциации франчайзинга Казахстана, большая часть компаний, вошедших в Национальный реестр франчайзинговых компаний, представляют сферы ритейла, фаст-фуда. В целом, на рынке в последнее время набирают популярность эко-франшиза и киндер-франчайзинг.