В настоящее время в Казахстане налогоплательщики находятся «под страхом в одночасье оказаться нарушителями и злостными неплательщиками налогов» и попасть под санкции налоговых органов за сделки, заключенные ими с компаниями, признанными позднее лжепредпринимательскими.Такие сделки признаются фиктивными на основании приговора суда в отношении лиц, чьи компании признаны лжепредприятиями. Контрагенты подобных лжепредприятий зачастую не бывают даже сторонами этих судебных разбирательств, не фигурируют в решении судов и не знают о принятом решении. И поэтому не имеют возможности его оспорить в части своих сделок, хотя они могли быть фактически выполнены добросовестно. Об этом сегодня в ходе пленарного заседания мажилиса Парламента, делая запрос генеральному прокурору, министру национальной экономики и министру финансов РК, заявил депутат, член комитета по финансам и бюджету Аманжан Жамалов, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По словам мажилисмена, налоги, уже зачтенные по таким сделкам, даже фактически осуществленным, вновь начисляются к оплате. Кроме того, на доначисленные с момента заключения таких сделок налоги начисляются пеня и административные штрафы.
В связи с этим 1 января 2015 года были приняты и вступили в силу изменения и дополнения в подпункт 2 статьи 115 Налогового кодекса РК, требующие от налоговых органов доказательств фиктивности каждой сделки отдельно – через суд для исключения затрат контрагентов по НДС и КПН. Как отметил Аманжан Жамалов, данная поправка резко снизила применение вышеназванной статьи Налогового кодекса в отношении лжепредприятий. Так, за период с 2009 по 2015 год было вынесено 273 судебных акта всех уровней со ссылкой на подпункт 2 статьи 115. А с 2015 года таких решений практически уже не выносилось.
«Однако в настоящее время налоговые органы нашли оригинальный способ обойти данные поправки. Этот метод сводится к простому признанию недействительной регистрации юридических лиц, лжепредприятий через суд в соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса. Что позволяет им заменить сложный порядок доказательства недействительности сделок, предусмотренных в законодательстве. При этом сам факт лжепредпринимательства предварительно не доказывается в процессе уголовного производства. Таким способом просто проводится одно заседание суда с участием налогового органа об отмене регистрации юридического лица, и все сделки автоматически признаются недействительными», - сообщил Аманжан Жамалов.
Он привел пример о том, что в Алматинской области по решению экономического суда в 2012 году лишь на основании отсутствия юридического лица по месту регистрации и невозможности установления местонахождения учредителя была признана недействительной регистрация компании. Из-за чего контрагенты фирмы понесли потери на сумму около 5 млн тенге.
Однако, по мнению Аманжана Жамалова, порядок ликвидации юридического лица установлен статьей 50 Гражданского кодекса, где в пункте 10 указано, что ликвидация юрлица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим свою деятельность после внесения об этом сведений в национальный реестр бизнес-идентификационных номеров.
«Но на самом деле на практике такая ликвидация производится с момента принятия соответствующего судебного акта, а не с момента его государственной регистрации.
У меня на сегодняшний день есть обращение 65 предпринимателей и юридических лиц с жалобами на неправомерные действия налоговых органов по начислению КПН по сделкам с поставщиками, чья регистрация в последующем была признана недействительной. Я с тревогой хочу отметить, что поднимаемые в данном запросе проблемы стали носить системный характер», - констатировал Аманжан Жамалов.
Депутат отметил, что считает необходимым неукоснительное соблюдение государственными органами законов, нормативных правовых актов, регламентирующих признание лжепредприятий таковыми и их ликвидацию.
«Государственные органы должны строго придерживаться незыблемого принципа, установленного в пункте 2 статьи 13 Конституции РК, которая гласит, что каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. А также прошу органы прокуратуры провести соответствующую проверку уполномоченных органов по применению норм налогового и гражданского законодательства на их законность и правомерность», - потребовал парламентарий.