Мировые бренды на казахстанский рынок заходят двумя способами. В первом случае компания заходит на рынок самостоятельно. Это делается, чтобы сохранить полный контроль над своим брендом внутри страны. Во втором случае иностранная компания прибегает к помощи лицензиата – он на основе лицензии на франшизу продвигает бренд на местном рынке. Лицензиат, по сути, остается самостоятельным предпринимателем, который за пользование франшизой платит бонус основной компании. Таким способом на рынке РК представлена Alshaya, которая работает по франчайзингу в России, Турции и Европе. Этой компании принадлежит пакет со следующими брендами: Victoria's Secret, Mothercare, Starbucks Coffee и H&M.
Один ответ
Несмотря на рост привлекательности казахстанского рынка в глазах иностранных франчайзи, известные компании пока отказываются заходить на рынок. Так, шведский бренд IKEA на официальный запрос от центра деловой информации Kapital.kz ответил так: «Казахстан сегодня не входит в наши планы по расширению. План ежегодно и тщательно оценивается и является частью нашего конфиденциального и долгосрочного планирования».
«Фокус нашего внимания сейчас и в будущем будет зависеть от имеющихся ресурсов, а также от нашей постоянной оценки потенциальных стран и регионов», - заявил Никлас Бенгтсон, менеджер по корпоративным коммуникациям Inter IKEA Systems B.V.
Учитывая, что компания заключила ряд сделок в Южно-Казахстанской области с производителями товаров легкой промышленности, было бы резонно предположить: компания все-таки планирует зайти на рынок. Однако на повторный запрос о том, могут ли договора с местными производителями стать причиной последующего выхода IKEA на рынок, в компании ответили отрицательно.
В Казахстане работают несколько компаний, которые продают товары IKEA. Но, к сожалению, они не являются официальными реселлерами шведской компании.
Гани Абадан, владелец компаний 4Room и Iget.kz, который занимается доставкой товаров из IKEA, подтверждает: «На сегодня в Казахстане нет официальных реселлеров бренда. Более того, IKEA не планирует открывать магазины, но с недавних пор стала закупать сырье у наших производителей».
H&M, бренд, который с нетерпением ждут казахстанцы, также ответил корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz: «Казахстан - это один из многих интересных для H&M рынков, но у нас пока нет конкретных планов на открытие магазинов». В 2016 году в их фокусе внимания открытие магазинов на Кипре, в Новой Зеландии и Пуэрто-Рико.
Чуть иначе обстоит дело с французским Auchan. Один из крупнейших операторов розничных сетей сейчас ведет переговоры с казахстанским бизнесменом Раимбеком Баталовым о выходе на местный рынок. В кризис издержки снижаются, поэтому можно полагать, что в скором времени мы увидим магазины Auchan в РК.
«К нам обратились из Auchan. В компании говорят, что они готовы рассмотреть некие разные конфигурации по сотрудничеству. Они рассматривают разные варианты, причем не только с «Арзаном», но и другие схемы выхода на наш рынок. Auchan попросили нас («Арзан». - Ред.) ответить на ряд вопросов с их стороны. Они касаются технических моментов и финансовых показателей. Мы обменялись данными, и они сейчас думают», - пояснил Раимбек Баталов.
Бизнесмен считает, что в случае выхода компании на рынок небольшие местные производители могут пострадать: как правило, большие торговые сети выходят на рынок со своими поставщиками, вытесняя при этом местных. «Государство должно внимательнее отнестись к таким сделкам. Компания хорошо знает рынок СНГ и заходит в кризисный период. В кризис ты всегда заходишь дешево», - подмечает Раимбек Баталов.
Сами представители компании Auchan комментировать ситуацию отказались.
По словам вице-президента Ассоциации франчайзинга Казахстана Бекнура Кисикова, отечественный рынок не так интересен для крупных компаний. Географическое положение, малонаселенность - факторы не в нашу пользу. Однако появление в Казахстане сети ресторанов быстрого питания McDonald’s – позитивный сигнал остальным.
«Ранее мы много раз обращались в крупные франчайзинговые сети. Все они в один голос утверждали, что не собираются к нам заходить, что им неинтересно. Такой ответ – стандартный для подобных компаний, отписка. Вероятность входа H&M и IKEA можно оценить на 80%. В том, что они зайдут, я не сомневаюсь, другой вопрос - насколько быстро они это сделают. Они могут войти уже в этом году, а могут и в следующем», - резюмирует Бекнур Кисиков.