За последний год было достаточно много различных рейтингов и предположений относительно рынка интернет-коммерции в Казахстане. Однако ни один документ не содержит цифр и данных, на которые можно было бы опереться или которые можно было бы перепроверить. Поэтому группа экспертов во главе с Маратом Шибутовым и ОЮЛ «Интернет Ассоциация Казахстана» в конце 2015 года сделала такой обзор, опираясь только на официально опубликованные данные, не являющиеся конфиденциальными. В ходе проведения таких работ были отмечены некоторые моменты, которые стали настоящим откровением. Например, один из сервисов, предоставляющих микрокредиты онлайн, за два года вырос в 100 раз! А один из крупнейших онлайн-ретейлеров страны вызвал чувство искреннего уважения и почтения из-за миллиардных годовых платежей в бюджет государства.
Налоги покажут все, как есть
Можно сколько угодно говорить о том, насколько «вкусен и полезен пирог» интернет-коммерции для государства, но пока нет четких и ясных цифр поступлений налогов в бюджет от интернет-компаний, государству и его чиновникам очень трудно понять, насколько виртуальный бизнес важен для страны. Именно поэтому авторы обзора выбрали официальные источники информации об уплате налогов в государственный бюджет Казахстана. Эти данные находятся в открытом доступе на сайте Комитета государственных доходов Минфина РК.
Авторы обзора сделали несколько предположений, продолжает представлять итоги работы Шавкат Сабиров, президент Интернет Ассоциации Казахстана. Прежде всего какие компании должны входить в исследование в качестве интернет-компаний, какие предположения и допущения можно использовать и т. д. Поэтому самый первый признак – это рассмотрение компаний, для которых онлайн-бизнес является основным. Понятно, что сразу выпали операторы связи, банки, крупные торговые сети и другие. Второй основной критерий – сумма поступивших налогов и обязательных платежей в бюджет. На основе анализа суммы налогов с учетом коэффициента налоговой нагрузки можно приблизительно оценить валовую выручку в минимальном и максимальном значениях. Третий – все компании разделены по видам деятельности. Сложно сравнивать интернет-магазин и платежную систему. Поэтому есть необходимость разделить компании. «Последний – мы выбрали самые популярные компании, на наш взгляд, поэтому наш список не является исчерпывающим. Таким образом, полученная информация реально показывает, какова финансовая емкость рынка, какая доля рынка принадлежит, например, интернет-магазинам и какая – медийной составляющей. Насколько вообще интернет-рынок Казахстана важен для государства», – поясняет Шавкат Сабиров.
С учетом коэффициента налоговой нагрузки (предоставляется самим КГД МФ РК) объем валовой выручки по всему рынку e-com можно оценить в сумму более 129 млрд тенге в 2014 году при курсе 150 тенге. Налогов участники рынка уплатили в 2014 году около 3 млрд тенге, больше 4 млрд тенге – в 2015 году. «С точки зрения общей суммарной стоимости и интернета это нормально», – комментирует собеседник. Маржинальность для каждого направления определить можно только приблизительно, как и в обычном бизнесе, для некоторых направлений она составляет менее 1%.
Вообще, вопрос уплаты налогов компаниями, работающими в виртуальном пространстве, – один из самых актуальных сегодня: правовое поле требует законодательных норм и разрешений в быстро изменяющемся виртуальном мире. «Когда интернет-рынок начал реально приносить деньги в бюджет, каждое государство стало проявлять заинтересованность в этом рынке. Поэтому вопросы, где и как (по месту деятельности или по месту регистрации) интернет-бизнес должен платить налоги, и стали такими актуальными», – говорит эксперт.
Более того, продолжает он, компании e-com, которые на рынке страны работают, но юридически не присутствуют, имеют значительное преимущество перед компаниями, которые торгуют или предоставляют услуги из-за рубежа и не платят налоги в бюджет Казахстана. Поэтому наш казахстанский предприниматель оказывается в заведомо невыгодном положении.
Кто на рынке самый-самый
Авторы обзора (они называют свою работу именно обзором, а не исследованием или рейтингом, поскольку не претендуют на полный охват рынка) определили компании по направлениям деятельности: торговля, объявления, реклама, билеты, питание, платежные организации, купонные сервисы, информация. За счет такого деления можно оценить, какова доля на рынке каждого из секторов, причем проследить это в динамике благодаря автоматизации госструктур.
В 2010 году в Казахстане самыми востребованными в интернете услугами были платежи и объявления: платежные организации доминировали – 63,19%, доля объявлений также была существенной – 31,16%. В то же время доля рекламы составляла лишь 2,34%, информации – 2,28%. Интернет-торговля занимала всего 1%. Билеты и питание вообще не были представлены на рынке.
К 2015 году ситуация кардинально изменилась. Огромнейший скачок сделала интернет-торговля (интернет-магазины в чистом виде) – с 1% до 55,84% за пять лет, и она неуклонно растет. В этом сегменте действуют пять крупнейших игроков (Lamoda.kz, Wildberries.kz, Flip.kz, OTTO-Trade, «Ив Роше»). Интересно, что из них только один изначально казахстанский, остальные пришли на наш рынок из-за рубежа. Успех «иностранцев», по мнению Шавката Сабирова, объясняется тем, что они, как правило, находятся в составе большого международного холдинга, отсюда ряд преимуществ и лучшие инвестиционные возможности. Исконно казахстанским проектам сложнее: инвесторы смотрят с опаской на местный интернет-рынок, банки не кредитуют из-за отсутствия залогов (виртуальность и нематериальность бизнеса), а процентные ставки в банках в принципе слишком высокие.
Лидеры же, наоборот, в 2015 году «просели» по доле: платежные организации – до 21,71%, объявления – до 10,76%, хотя по объему налоговых выплат они растут (платежные организации – более чем в 2,5 раза, до 908,8 млн тенге, объявления – почти в 2,5 раза, 450,6 млн тенге). В сегменте объявлений существенные игроки – казахстанские проекты «Крыша» и «Колеса» (они, к слову, стали объектами купли-продажи и инвестиций). Среди платежных организаций «рвут всех» два игрока – QIWI и «Касса 24».
Купонные сервисы на казахстанском рынке воплощают в жизнь традиционный для таких бизнесов цикл жизни. В первые два-три, может быть, четыре года их существования складывается максимальная маржинальность, в следующие два-три года она потихоньку снижается. Купонные сайты появились в Казахстане в конце 2011 года (тогда их доля составляла 0,72%), поэтому в 2013 году пережили пик (4,77%) и сейчас пошли на убыль (3,4% в 2014 году, 2,27% – в 2015-м), в том числе и за счет роста других направлений. По поступлениям в бюджет можно наблюдать, какими темпами – взрывными (!) – они росли в начале и как «умерили пыл» в последние два года: и в 2012, и в 2013 году платили налогов приблизительно на 40 млн тенге больше, чем за предыдущий год, в 2014 году прирост составил лишь 11,6 млн тенге по отношению к 2013 году, а в 2015 году налогов было уплачено меньше, чем в 2014-м, на 0,4 млн тенге. Если говорить только о лидерах этого сегмента.
Привлекать крупные бренды и компании
«Мы предполагаем, что в 2016 году однозначно будет продвигаться интернет-торговля – может быть, не такими большими темпами, как за последние пять лет, но все же рост будет: народ экономит, поэтому покупает онлайн. Также будет расти сегмент билетов: люди хотят летать и ездить дешевле, если раньше покупали билет за 40-45 тыс. тенге на самолет до Астаны, то сегодня спокойно берут за 15-19 тыс., максимум 20 тыс. тенге – через сайт. Плюс в нынешних экономических условиях нет возможности «бегать», проще сделать заказ на сайте. Безусловно, будет рост оборотов платежных организаций», – прогнозирует Шавкат Сабиров.
По его мнению, сегодня Казахстану необходимо не просто привлекать крупные бренды и компании в Казахстан, но обязательно легализовать бизнес в стране. Это относится и к крупнейшим китайским игрокам e-com: совместные предприятия, зарегистрированные на территории республики, – наилучший формат взаимодействия с ними, вместо того варианта, когда они лишь предоставляют услуги и продают товары удаленно. По данным собеседника, в Россию, например, ежедневно завозится больше 300 тыс. посылок из Китая, естественно, мимо бюджетной кассы. Поэтому очень важно, чтобы «Казпочта» и «Казахтелеком» начинали сотрудничество с легализации китайского бизнеса у нас в стране.
Что еще нужно сделать для развития электронной коммерции, по мнению Шавката Сабирова, так это дать предпринимателям четкий сигнал о том, что теневая торговля невыгодна никому – ни самому продавцу, ни государству. То есть необходимо создать все условия для легализации торговли, в том числе с точки зрения проведения трансграничных платежей. Между странами ЕАЭС сегодня нет таможни, единое экономическое пространство, а финансовые потоки остались, как 20 лет, назад очень сложными, громоздкими и неудобными.
«Ни по одной позиции в электронной коммерции мы не можем сравниться с Западом. Но мы имеем преимущество по сравнению с другими странами: казахстанский пользователь платежеспособный. Он умеет платить, он не стесняется платить и он готов платить. Даже несмотря на девальвации нацвалюты. И это надо использовать для развития электронной коммерции внутри страны», – заключает президент Интернет Ассоциации Казахстана.