Перейдет ли Казахстан к торговле в формате Mercabarna?
АВТОР

17.02.2016 • 08:00 7139

Перейдет ли Казахстан к торговле в формате Mercabarna?

О менталитете фермеров и эффективности инвестиций на селе

Примерно на 70-80% рынок продукции fresh (скоропортящиеся товары – мясо, рыба, овощи, фрукты) в Казахстане «серый», годовой оборот именно «серой» части рынка – порядка 5 млрд долларов по республике. Казахстану необходима кооперация и консолидация в сфере производства сельхозпродукции. Необходимо переходить от торговли в «формате Алтын Орды» к торговле через торгово-логистические площадки. Примером такого хаба может служить барселонский Mercabarna: продукция хранится, сортируется, пакуется, разделяется по сегментам на одной площадке – это и есть цивилизованный формат. Об этом говорили на заседании экспертного клуба Raimbek, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

«Одиноким» фермерам нужна кооперация

«В Казахстане сельскохозяйственное производство в открытом грунте развивается слабо (республика – зона рискованного земледелия). Именно поэтому создание крупной компании с одним хозяином и одним инвестором – это рискованный вариант. Рост возможен только благодаря кооперированию фермеров – мелких, средних», – обрисовывает ситуацию Максим Коваленко, директор Alma Prodex (фруктовые сады).

daa2e09bd4cf9275970436b17fb.jpg

По его словам, преимущество мелкого фермера перед крупными компаниями или холдингами в том, что изо дня в день человек находится в поле, сам следит за каждой грядкой, за каждым деревом, соответственно, он может получить выше качество и урожайность и, значит, более низкую себестоимость.

При этом, скажем, в Алматинской и соседних областях мелких и средних фермеров – большинство.

Пример из мирового опыта: в Германии две тысячи фермеров объединились, создали кооператив и построили хранилище для яблок мощностью 100 тыс. тонн на сезон. «Фермеры кооперируются для того, чтобы создать инфраструктуру и облегчить само производство», – комментирует собеседник.

Кооперация необходима, поскольку без этого невозможно развитие ни в технологии, ни в объеме производства, ни в ценообразовании, ни в логистике. «Одинокому» фермеру сложнее пробиться в ретейл, поскольку у супермаркетов есть свои требования к объемам, упаковке, срокам и стабильности поставок.

«Мы для себя сделали вывод, что без кооперации далеко не уйдем, нам нужно собрать вокруг себя фермеров, объединять их в кооператив и уже дальше говорить о развитии инфраструктуры, строительстве холодильника, реализации продукции. Но проблема в менталитете. Когда говоришь «объединиться», фермеры думают, что это рейдерство, что их принудительно заставляют вступать в кооператив и потом у кого-то что-то отнимут. Такому мышлению способствовали исторические события», – поясняет Максим Коваленко.

В прошлом году, по его словам, компания провела переговоры с фермерами, получила определенное понимание. В этом году планирует перейти к созданию «сообщества, которое будет готово вступать в кооператив».

Общее и реальное понимание рынка

После того, как тенге был отпущен в свободное плавание в августе 2015 года, цены на свежие овощи и фрукты выросли. «Но это произошло не потому, что мы (производители, – ред.) их подняли, а потому, что, во-первых, у нас не хватает местного сельхозпроизводства, импорт из Китая и Узбекистана составляет порядка 60-70% в период межсезонья. Во-вторых, отсутствует инфраструктура», – продолжает тему Алмас Даутов, директор Green Land Alatau (тепличное хозяйство).

8118b86846c9478780dd615144a.jpg

Крупные производители, по словам Алмаса Даутова, могут поставлять свою продукцию в торговые сети за счет того, что те заказывают большие объемы сразу. Но существует масса магазинов категорий «В», «С», доставка овощей и фруктов в них вызывает затруднения: машина не может везти 5 кг томатов или 1 коробку яблок на каждую из таких точек. Но машина может взять консолидированный заказ: несколько коробок яблок, томатов, огурцов, 50 кг картофеля, например.

«Любые скоропортящиеся продукты – это прежде всего логистика и соответствующая инфраструктура. Если ее нет, как в Казахстане, то все потери и убытки, которые получают посредники из-за испортившихся продуктов, ложатся на плечи потребителей», – поясняет эксперт.

Мировой опыт: в Польше, например, при поддержке государства создана торгово-оптовая биржа для скоропортящихся товаров. Артур Янушевски, генеральный директор компании «Оптовый клуб» (оптомаркеты «Арзан»), рассказывает: «Это как базар и магазин, только в опте. Есть дополнительные услуги (мытье, упаковка, подготовка товара к продаже, хранение) и возможность контакта производителей с покупателями. Даже те группы производителей, которые имеют свои хранилища, все равно идут на эту биржу, потому что она открывает доступ ко всем каналам дистрибуции, которые есть на рынке».

И это пример государственно-частного партнерства, комментирует Раимбек Баталов, председатель совета директоров Raimbek Group. Он указывает на то, что в Казахстане государство инвестировало в создание хранилищ (есть в Астане, Алматы). «Но мы все равно имеем проблемы с инфраструктурой – хранением и логистикой. Товаропроизводители говорят: кто может, поставляет напрямую (в супермаркеты, – ред.), а излишек везет не в хранилища, построенные с участием государства, а на «Алтын Орду». То есть эффективность ГЧП, к сожалению, под большим вопросом», – отмечает спикер.

c906ddff454fe93e3bf371e92b1.jpg

По мнению Раимбека Баталова, необходим анализ инвестиций и допущенных ошибок. «У нас как происходит? В одной области собираются выпускать комбайны, и в соседней области тоже хотят выпускать комбайны. Это говорит о том, что координация, отраслевая политика, отраслевой анализ отсутствуют. Мы обсуждали это недавно на встрече с Тимуром Кулибаевым (председатель президиума НПП «Атамекен», – ред.) и Бауыржаном Байбеком (аким г. Алматы, – ред.)», – рассказывает Раимбек Баталов.

На его взгляд, необходимо, чтобы сельскохозяйственные игроки, профильное министерство и местные исполнительные органы имели общее и реальное понимание рынка. «Мы готовы это понимание со своей стороны представить. Главное – не ошибиться с форматом (развития кооперации и инфраструктуры для сельхозтоваропроизводителей, – ред.)», – говорит собеседник. Он подчеркивает: бизнес не ждет, что государство все взвалит на свои плечи, что-то он сделает своими силами. Но коммуникации, земля, часть капитала – это то, что требуется от государства, иначе невозможно будет выдержать уровень и цену сервиса в условиях конкуренции.

«Наступило время, когда нефть уже не та, деньги в бюджете уже не те. Поэтому необходимо более эффективное вложение государственных средств, нужна более эффективная работа частного капитала в инфраструктуре. Потому что без инфраструктуры говорить о развитии сельского хозяйства, о сервисе, качественной продукции и низких ценах очень сложно», – заключает Раимбек Баталов.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

сельхозпродукция Раимбек Баталов Алмас Даутов

17.02.2016 • 08:00 7139

Поделиться
Перейдет ли Казахстан к торговле в формате Mercabarna?
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus