В 2016 году в силу вступит закон, согласно которому производители и импортеры около 1500 товарных групп должны будут вносить плату за организацию сбора мусора, транспортировку, переработку, обезвреживание, использование и утилизацию отходов новому единому оператору расширенных обязательств производителей. Кроме того, закон обяжет производителей, подпадающих под его влияние, инвестировать в создание единого оператора, чьей задачей будет утилизация отходов и который будет государственным, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«В сентябре этого года был принят закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты РК по вопросам индустриально-инновационной политики, куда вошел и принцип расширенных обязательств производителей (РОП. – Ред.). Мы поддерживаем инициативы государства по улучшению экологии, однако создание единого оператора нарушает принципы конкуренции и не соответствует идеологии комплексного плана приватизации. Появится монополист, а остальные участники рынка утилизации окажутся в невыгодном положении. Закон позволяет правительству участвовать в создании оператора РОП в качестве акционера. Согласно закону о конкуренции государство участвует как субъект предпринимательства, если нет частного субъекта на конкретном рынке. Однако, согласно статистике, в стране действуют 500 субъектов, которые занимаются сбором, транспортировкой и утилизацией отходов», - сказала во время пресс-конференции «Внедряемая модель РОП как угроза казахстанскому бизнесу» исполнительный директор Ассоциации производителей безалкогольных напитков Алия Мамытбаева.
Согласно закону упомянутый оператор (какому ведомству он будет подотчетен, кстати, никто до сих пор не знает, хотя закон будет действовать уже через считаные дни) будет обладать исключительными правами по сбору и утилизации отходов производства. Но при этом все расходы по его созданию ложатся не на государство, а на производителей, подпадающих под влияние закона. А это, напомним, производители и импортеры 1500 товарных групп, в которую, в частности, входят товары электробытовой техники, пищевой продукции, автомобилей, масел, шин и пр.
«В начале этого года мы вошли в состав рабочей группы при НПП. Были выработаны предложения. Они были направленны от НПП в адрес Минэнерго, разработчика закона. Мы, например, просили отсрочки до 2020 года, поэтапного введения принципов РОП. Была согласованная позиция, но в итоге закон был принят без ее учета», - сетует Алия Мамытбаева.
С другой стороны, закон допускает, что производители смогут самостоятельно заниматься утилизацией упаковки и вышедшей из эксплуатации техники, однако, как отметила Алия Мамытбаева, соответствующие мощности есть у пары-тройки производителей, не более. «Так что иного выбора у большинства, кроме как оплачивать создание единого оператора и дальнейшие сборы, нет. Мы за эффективную систему, которая за меньшие расходы позволит заниматься этим. Нужно идти поступательно, фискальные методы не способствуют, тем более в кризис, развитию бизнеса», - подчеркнула исполнительный директор Ассоциации производителей безалкогольных напитков.
Дело, видимо, не только в самом факте оплаты бизнесом создания подотчетного государству оператора, но и в дороговизне этого проекта, считает председатель Казахстанской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой компьютерной техники и сложных технических систем (КАТЭКС) Сергей Архипкин. «Чтобы утилизировать твердые бытовые отходы необходимо создавать производство. С учетом того, что у нас большая страна, подобные заводы, по сути, должны быть в каждой области. По примерным подсчетам, это обойдется нам, производителям и импортерам, среднему бизнесу, в 348 млрд тенге. Эти затраты, как вы понимаете, будут учтены в конечной стоимости продукции, так что потребители, простые казахстанцы, получается, тоже понесут затраты», - сказал Сергей Архипкин.
Фискальная нагрузка, по словам исполнительного директора Форума предпринимателей Казахстана Мунавары Палташевой, ляжет в основном на средний бизнес. «По статистике, с 2010 года идет тенденция снижения доли вклада среднего бизнеса в ВВП Казахстана. Если в 2010 году доля составляла 13,6%, то сейчас 8,4%. И это данные на конец 2014 года. А 2015-й, пожалуй, покажет еще более плачевные цифры», - говорит Мунавара Палташева.