Крупный казахстанский туроператор TRAVELSYSTEM объявил о своей несостоятельности перед турагентствами и туристами. Офисы фирмы в Астане и Алматы не работают, руководитель компании выехал из страны и на связь не выходит.
К сожалению, это далеко не первый дефолт на туристском рынке Казахстана. В 2014 году все были шокированы крахом «Гульнар Тур», одного из крупнейших игроков рынка, годом ранее рухнул турецкий туроператор «Qualitum», в 2012 году обанкротился «On Travel». Ранее было множество аналогичных случаев, но, судя по случившемуся, с каждым годом масштабы становятся все серьезнее.
Как известно, первый раз история повторяется в виде трагедии, второй раз в виде фарса. Но ситуацию, в которую попали казахстанские туристы в Турции, комичной не назовешь. Со вчерашнего дня более 1000 человек находятся под угрозой выселения.
«Сейчас мы рекомендуем родственникам этих туристов или им самим внести оплату за проживание в отелях на ближайшие двое-трое суток, пока мы разбираемся в ситуации», – говорит Асель Нуркебаева, президент Ассоциации туристических агентств Казахстана (АТАК).
А тем туристам, которые только должны улететь в Турцию через оператора TRAVELSYSTEM, воздержаться от поездки или самостоятельно оплатить проживание в отеле еще раз, так как наземное обслуживание оператором оплачено не было.
По словам Дениса Кривошеева, официального представителя АТАК, еще неделю назад было опубликовано официальное обращение к рынку, где было рекомендовано воздержаться от сотрудничества с TRAVELSYSTEM до тех пор, пока оператор не наведет порядок в своей финансовой отчетности. Оператору предлагали начать процедуру по переуступке прав по договору чартера, имеющегося в распоряжении TRAVELSYSTEM любой другой компании, у которой нет финансовых затруднений. В АТАК обращали внимание, что компания продает билеты чрезмерно глубоко в сезон и имеет большую задолженность перед турецкими операторами.
Однако, несмотря на эти обращения, произошедшее стало неприятным сюрпризом для регуляторов. «То, что произошло сегодня, это, безусловно, шок для рынка. В этой связи нашим министерством совместно с Комитетом гражданской авиации в данное время создан оперативный штаб. Мы в ближайшее время опубликуем сведения по горячей линии и участниками штаба. С утра мы предупредили работников нашего консульства в Анталии, чтобы они подключались к работе. Сейчас мы собираем от представителей компании TRAVELSYSTEM, от турагентств со всех регионов Казахстана, которые работали с этой компанией, всю необходимую информацию. Для того, чтобы актуализировать конкретное количество наших граждан, которые уже находятся в Турции, кому нужно оказывать помощь. Одновременно мы должны принять меры, чтобы предотвратить дальнейшие вылеты не обеспеченных рейсов в Турцию», – перечислил меры экстренного реагирования своего ведомства Тимур Дуйсенгалиев, директор Департамента индустрии и туризма МИР РК, глава Департамента индустрии и туризма.
Его коллега, зампредседателя Комитета гражданской авиации МИР РК Талгат Ластаев заверил, что в Турцию будут организованы 13 экстренных рейсов из Алматы и Астаны, которые будут летать за нашими гражданами вплоть до 19 июня.
Кроме этого, чиновники напоминают, что с 1 января 2015 года вступили в силу законодательные изменения, согласно которым туроператор, продающий пакетные туры, закрепляет ответственность за каждой группой туристов отдельным турагентом. Поэтому, как рассчитывают в Департаменте индустрии и туризма, турагенты, которые послали своих туристов за рубеж, будут выполнять свои обязательства каждый перед своими клиентами.
«Также с начала этого года совместно с бизнес-ассоциациями индустрии туризма мы обсуждаем вопрос о разработке мер по оптимизации рисков на рынке выездного туризма. Предполагается ввести законодательные нормы, которые предусматривают создание специального страхового фонда, который в свою очередь будет служить гарантией для смягчения нестандартных ситуаций на рынке. Чтобы граждане могли спокойно вернуться домой и чтобы им был компенсирован ущерб, – продолжил Дуйсенгалиев. – Кроме того, будут предусмотрены меры, касающиеся суммы страхования. Сегодня максимальная выплата по страховому случаю составляет 3 млн тенге. То есть, если представить, что компания отправила 20-30 человек при условной стоимости тура в $1 тыс. с человека, никакие 3 миллиона не покроют ущерба. Это не паханное поле для работы по урегулированию с крупными туроператорами. Сам проект закона об обязательном страховании туроператором рисков уже готов. Сейчас мы вместе с депутатами, вместе с НПП «Атамекен», руководством нашего министерства отрабатываем его внесение в план законопроектных работ, чтобы принять по возможности уже в этом году. В нем будет достаточно широкий перечень вопросов как по выездному, так и внутреннему туризму», – резюмировал Тимур Дуйсенгалиев.
Но, по словам Дениса Кривошеева, сейчас отношения между страховыми компаниями и туристским рынком очень обострились и это новый вызов для отрасли. К примеру, на днях стало известно, что «Казкоммерц полис» сдал лицензию в части страхования туристского рынка и начал отзыв соответствующих договоров. В том же направлении работают еще несколько страховых компаний, а остальные взвинтили свои страховые премии до максимума, разрешенного законодательством. Так, полис для оператора, в независимости от объемов его деятельности, стоит 400 тыс. тенге, агентства должны заплатить около 200 тыс. Страховщики объясняют свою позицию тем, что тоже являются бизнесом и в данном случае голосуют ногами. Так, к примеру, в прошлом году объем выплат составит 250,3 млн тенге, а объем премий – 116,8 млн тенге. Таким образом потери страховщиков составили 133,5 млн тенге.
Страховщики считают, что риск мошенничества нельзя застраховать. «Для того чтобы туроператоры и турагенты отвечали перед своими клиентами в полном объеме, необходимо риск финансового банкротства операторов и агентов выделить в отдельную категорию. То есть страховать риск финансового банкротства не в рамках обязательного страхования гражданско-правовой ответственности турапоретора и турагента. В 2014 году TRAVELSYSTEM задолжал авиакомпании SCAT $2,5 млн. А кто об этом знал? Страховщик, который застраховал TRAVELSYSTEM, об этом не знал. То есть, по сути, страховщик в тот момент мог принять решение не страховать из-за неблагонадежного состояния туроператора. Мы предлагали предъявлять к операторам более жесткие требования к регулированию, чтобы они раскрывали свои отчеты, чтобы была прозрачна дебиторская и кредиторская задолженность. Именно по отчетности можно было бы сделать вывод, сколько средств собрал турагент и сколько он должен своим партнерам», – считает Марина Шиповалова, заместитель председателя правления Фонда гарантирования страховых выплат.
Получается, что туристский рынок может остаться вне закона, а пока отрасль не справится с существующими вызовами, страдать будут простые казахстанцы.