USD
443.85₸
-0.470
EUR
474.30₸
+0.970
RUB
4.80₸
+0.040
BRENT
87.49$
-0.280
BTC
63353.30$
-752.700

TRAVELSYSTEM подставил рынок

Крупный казахстанский туроператор TRAVELSYSTEM объявил о своей несостоятельности

Share
Share
Share
Tweet
Share
TRAVELSYSTEM подставил рынок- Kapital.kz

Крупный казахстанский туроператор TRAVELSYSTEM объявил о своей несостоятельности перед турагентствами и туристами. Офисы фирмы в Астане и Алматы не работают, руководитель компании выехал из страны и на связь не выходит.

К сожалению, это далеко не первый дефолт на туристском рынке Казахстана. В 2014 году все были шокированы крахом «Гульнар Тур», одного из крупнейших игроков рынка, годом ранее рухнул турецкий туроператор «Qualitum», в 2012 году обанкротился «On Travel». Ранее было множество аналогичных случаев, но, судя по случившемуся, с каждым годом масштабы становятся все серьезнее.

Как известно, первый раз история повторяется в виде трагедии, второй раз в виде фарса. Но ситуацию, в которую попали казахстанские туристы в Турции, комичной не назовешь. Со вчерашнего дня более 1000 человек находятся под угрозой выселения.

«Сейчас мы рекомендуем родственникам этих туристов или им самим внести оплату за проживание в отелях на ближайшие двое-трое суток, пока мы разбираемся в ситуации», – говорит Асель Нуркебаева, президент Ассоциации туристических агентств Казахстана (АТАК).

А тем туристам, которые только должны улететь в Турцию через оператора TRAVELSYSTEM, воздержаться от поездки или самостоятельно оплатить проживание в отеле еще раз, так как наземное обслуживание оператором оплачено не было.

По словам Дениса Кривошеева, официального представителя АТАК, еще неделю назад было опубликовано официальное обращение к рынку, где было рекомендовано воздержаться от сотрудничества с TRAVELSYSTEM до тех пор, пока оператор не наведет порядок в своей финансовой отчетности. Оператору предлагали начать процедуру по переуступке прав по договору чартера, имеющегося в распоряжении TRAVELSYSTEM любой другой компании, у которой нет финансовых затруднений. В АТАК обращали внимание, что компания продает билеты чрезмерно глубоко в сезон и имеет большую задолженность перед турецкими операторами.

Однако, несмотря на эти обращения, произошедшее стало неприятным сюрпризом для регуляторов. «То, что произошло сегодня, это, безусловно, шок для рынка. В этой связи нашим министерством совместно с Комитетом гражданской авиации в данное время создан оперативный штаб. Мы в ближайшее время опубликуем сведения по горячей линии и участниками штаба. С утра мы предупредили работников нашего консульства в Анталии, чтобы они подключались к работе. Сейчас мы собираем от представителей компании TRAVELSYSTEM, от турагентств со всех регионов Казахстана, которые работали с этой компанией, всю необходимую информацию. Для того, чтобы актуализировать конкретное количество наших граждан, которые уже находятся в Турции, кому нужно оказывать помощь. Одновременно мы должны принять меры, чтобы предотвратить дальнейшие вылеты не обеспеченных рейсов в Турцию», – перечислил меры экстренного реагирования своего ведомства Тимур Дуйсенгалиев, директор Департамента индустрии и туризма МИР РК, глава Департамента индустрии и туризма.

Его коллега, зампредседателя Комитета гражданской авиации МИР РК Талгат Ластаев заверил, что в Турцию будут организованы 13 экстренных рейсов из Алматы и Астаны, которые будут летать за нашими гражданами вплоть до 19 июня.

Кроме этого, чиновники напоминают, что с 1 января 2015 года вступили в силу законодательные изменения, согласно которым туроператор, продающий пакетные туры, закрепляет ответственность за каждой группой туристов отдельным турагентом. Поэтому, как рассчитывают в Департаменте индустрии и туризма, турагенты, которые послали своих туристов за рубеж, будут выполнять свои обязательства каждый перед своими клиентами. 

«Также с начала этого года совместно с бизнес-ассоциациями индустрии туризма мы обсуждаем вопрос о разработке мер по оптимизации рисков на рынке выездного туризма. Предполагается ввести законодательные нормы, которые предусматривают создание специального страхового фонда, который в свою очередь будет служить гарантией для смягчения нестандартных ситуаций на рынке. Чтобы граждане могли спокойно вернуться домой и чтобы им был компенсирован ущерб, – продолжил Дуйсенгалиев. – Кроме того, будут предусмотрены меры, касающиеся суммы страхования. Сегодня максимальная выплата по страховому случаю составляет 3 млн тенге. То есть, если представить, что компания отправила 20-30 человек при условной стоимости тура в $1 тыс. с человека, никакие 3 миллиона не покроют ущерба. Это не паханное поле для работы по урегулированию с крупными туроператорами. Сам проект закона об обязательном страховании туроператором рисков уже готов. Сейчас мы вместе с депутатами, вместе с НПП «Атамекен», руководством нашего министерства отрабатываем его внесение в план законопроектных работ, чтобы принять по возможности уже в этом году. В нем будет достаточно широкий перечень вопросов как по выездному, так и внутреннему туризму», – резюмировал Тимур Дуйсенгалиев.

Но, по словам Дениса Кривошеева, сейчас отношения между страховыми компаниями и туристским рынком очень обострились и это новый вызов для отрасли. К примеру, на днях стало известно, что «Казкоммерц полис» сдал лицензию в части страхования туристского рынка и начал отзыв соответствующих договоров. В том же направлении работают еще несколько страховых компаний, а остальные взвинтили свои страховые премии до максимума, разрешенного законодательством. Так, полис для оператора, в независимости от объемов его деятельности, стоит 400 тыс. тенге, агентства должны заплатить около 200 тыс. Страховщики объясняют свою позицию тем, что тоже являются бизнесом и в данном случае голосуют ногами. Так, к примеру, в прошлом году объем выплат составит 250,3 млн тенге, а объем премий – 116,8 млн тенге. Таким образом потери страховщиков составили 133,5 млн тенге.

Страховщики считают, что риск мошенничества нельзя застраховать. «Для того чтобы туроператоры и турагенты отвечали перед своими клиентами в полном объеме, необходимо риск финансового банкротства операторов и агентов выделить в отдельную категорию. То есть страховать риск финансового банкротства не в рамках обязательного страхования гражданско-правовой ответственности турапоретора и турагента. В 2014 году TRAVELSYSTEM задолжал авиакомпании SCAT $2,5 млн. А кто об этом знал? Страховщик, который застраховал TRAVELSYSTEM, об этом не знал. То есть, по сути, страховщик в тот момент мог принять решение не страховать из-за неблагонадежного состояния туроператора. Мы предлагали предъявлять к операторам более жесткие требования к регулированию, чтобы они раскрывали свои отчеты, чтобы была прозрачна дебиторская и кредиторская задолженность. Именно по отчетности можно было бы сделать вывод, сколько средств собрал турагент и сколько он должен своим партнерам», – считает Марина Шиповалова, заместитель председателя правления  Фонда гарантирования страховых выплат.

Получается, что туристский рынок может остаться вне закона, а пока отрасль не справится с существующими вызовами, страдать будут простые казахстанцы.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.