USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96071.20$
-1008.300

Молочная дисгармония

Российских молочников беспокоит дешевизна продуктов из ЕС и Новой Зеландии

Share
Share
Share
Tweet
Share
Молочная дисгармония- Kapital.kz

В середине мая российский Национальный союз производителей молока «Союзмолоко» обратился к казахстанской и белорусской сторонам с просьбой «принять срочные меры по стабилизации ситуации, сложившейся на молочном рынке стран Таможенного союза».

Как пояснил председатель правления «Союзмолока» Андрей Даниленко, в объединении  крайне обеспокоены снижением закупочных цен на молоко и прогнозами на их дальнейшее падение этим летом на фоне роста себестоимости производства молока на 40%. Ситуация якобы усугубляется двукратным падением стоимости биржевых молочных продуктов на мировом рынке, а также снижением индикативных цен на молоко и молочные продукты со стороны основного импортера – Республики Беларусь.

Беспокоит российских молочников и дешевизна продуктов из ЕС и Новой Зеландии, импортная пошлина в 15% якобы не выполняет своей защитной функции.

Все эти негативные факторы, заявляют в российском союзе, могут привести к резкому снижению объемов производства молока в России – на 1-2 млн т – и сокращению поголовья КРС.

Чтобы такого не произошло, по мнению «Союзмолока», необходимо сделать торговые балансы «реальным инструментом контроля за импортом внутри союза, гармонизировать средние индикативные цены для всех стран-участниц ТС, а также ввести временные заградительные пошлины на молоко и молочную продукцию».

Кроме этого, «Союзмолоко» предлагает ужесточить контроль за ввозом фальсификата и реэкспортом молочных продуктов из «санкционных» стран, увеличить штрафы и ввести квоты на поставки пальмового масла в ЕАЭС. Последнее активно используется для производства поддельных сыров, а также якобы позволяет обходить производителям из стран ЕС и Украины введенное продэмбарго.

Соответствующие обращения были направлены в адрес министра по торговле ЕЭК Андрея Слепнева, министра по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Сергея Сидорского, министра сельского хозяйства РК Асылжана Мамытбекова, вице-премьера РБ Михаила Русого и главы Минсельхозпрода РБ Леонида Зайца.

Рамки для свободной торговли

Претензии российских молокопроизводителей относятся, конечно, в большей мере на счет белорусских коллег, нежели казахстанских. Едва ли россиян беспокоит конкуренция со стороны казахстанских фермеров, тем более что закупочные цены на молоко в Казахстане выше российских.

 Тема же белорусско-российской торговли продовольствием – это неостывающий котел, в котором постоянно бурлят вопросы согласования и выполнения торговых балансов, качества продуктов питания, расчетов за поставки, а с прошлой осени еще и продэмбарго и контрабанды.

Прогнозные балансы по поставкам сахара, молочных и мясных продуктов из Беларуси в Россию каждый год тщательно согласовываются на уровне правительств и каждый год  оборачиваются взаимными упреками. Россияне обвиняют белорусов в превышении объемов поставок, в основном по сухому молоку, и в демпинге. Белорусы все отрицают и в свою очередь возмущаются сохранением атавизма: ну какие могут быть балансы внутри ЕАЭС, интеграционная суть которого и заключается в свободной торговле между странами-партнерами?

«Это наш общий рынок России, Казахстана и Беларуси, где наши товары, услуги, капитал и рабочая сила должны ходить свободно. Хотят в Москве покупать «Савушкин продукт» – пусть покупают. Нравится мне покупать продукцию Великолукского мясокомбината – я буду покупать», – прошлой осенью публично ратовал за отмену продовольственных балансов между Минском и Москвой Леонид Заяц.

Тем не менее в марте прогнозный документ на текущий год был подписан. Согласно ему, Беларусь в 2015 году поставит в Россию в пересчете на молоко 3,9 млн тонн молочных продуктов, в том числе 80 тыс. тонн сухого обезжиренного молока, 36 тыс. тонн сухого цельного молока, 60 тыс. тонн концентрированного молока, 430 тыс. тонн цельномолочных продуктов, 176 тыс. тонн сыра и творога и т.д. Практически по всем позициям произошло увеличение объемов по сравнению с 2014 годом – к удовлетворению белорусского Минсельхозпрода.

Потребительские цены против закупочных

Однако начиная с прошлого года ситуация складывается сложнее и противоречивее обычного. С одной стороны, российские антисанкции подарили белорусам новые возможности нарастить экспорт продуктов питания. С другой стороны, девальвация российского рубля обесценила усилия белорусов: физически наращивая поставки, они теряли в деньгах. По оценкам Минсельхозпрода РБ, в 2014 году из-за обрушения рубля экспортеры продовольствия потеряли $362 млн.

Другими словами, белорусы были бы только счастливы, если бы удалось продавать свои продукты дороже и при том на них сохранился спрос. Но действительно ли готовы к этому россияне? Когда прошлой осенью белорусские поставщики подняли рублевые цены на свою продукцию, российские региональные власти стали выражать этим озабоченность.

Чиновникам хотелось невозможного: сдержать инфляцию, несмотря на двукратную девальвацию, да еще и в условиях продэмбарго. Разрыв между закупочными и потребительскими ценами на молоко огромный. И если понижение первых совсем необязательно ведет к понижению вторых, то повышение всегда вызывает цепную реакцию.

Но сейчас после «гармонизации девальваций» в двух странах и с началом сезона большого молока маятник качнулся в другую сторону. По данным мониторинга МСХ РФ, в первые четыре дня мая надои в России увеличились на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, до 43,7 тыс. тонн. При этом средняя цена закупки сырого молока 1-го сорта базисной жирности за неделю снизилась на 2,3% и на 4 мая составила 18,94 руб./кг без НДС. Падение цен продолжается уже несколько недель и в общем-то совпадает с мировой тенденцией.

Проблемным индикатором молоко названо и в Национальном докладе «О ходе и результатах реализации в 2014 году госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы».

«Снижение курса рубля и значительный рост процентной ставки по кредитам банков приведут к повышению цен на готовую молочную продукцию и падению потребительского спроса, – говорится в докладе. – Таким образом, в молочной подотрасли складывается критическая ситуация, которая позволяет прогнозировать  усугубление отмечаемой тенденции снижения закупочных цен, особенно в период «большого молока». Это в свою очередь может вызвать в 2015 году сокращение поголовья коров».

В 2014 году поголовье в РФ и так уменьшилось на 2,5%, так что сохранить производство молока удалось только благодаря повышению продуктивности скота.

Сила внешнего фактора

Уменьшение экспортных цен на молоко при сохранении высоких затрат на его производство бьет и по белорусам. Еще больше усугубляет ситуацию проседание рынка в России, куда Беларусь поставляет 95% своего продовольствия.

«Если в I квартале прошлого года мы поставили в Россию продукции на $765 млн, то в I квартале этого – на $506 млн», – в конце апреля жаловался  журналистам первый замминистра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леонид Маринич. Кстати, производство молока в Беларуси в I квартале 2015 года выросло на 7,2% по сравнению с прошлогодним периодом и составило 1,6 млн тонн.

Республика не оставляет попыток диверсифицировать рынок и уже пытается поставлять свою продукцию в Китай и Грузию, но это, конечно, жалкие крохи.

Такими же непропорциональными кажутся и усилия российских молокопроизводителей решить глобальные проблемы отрасли за счет коллег из соседних стран. Согласно российской статистике, Россия обеспечивает себя молочными продуктами на 78%, то есть импортирует она меньше четверти. На долю Беларуси  приходится пятая часть (113 тыс. т из 600 тыс. т) импортируемого Россией молока и около трети (120 тыс. т из 400 тыс. т) сыра. Не очень мало, но и не так уж много, чтобы завалить молочное животноводство такой большой страны.

Кстати, в  I квартале этого года, по данным ФТС, импорт молочных продуктов в РФ сократился на 12,7%. То есть так называемый новозеландский фактор, по-видимому, тоже не столь силен.

Вот пальмового масла, наоборот, согласно официальной статистике, в январе-феврале 2015 года завезли на 37% больше, чем годом ранее. И это дает основание подозревать, что бурный всплеск производства сыра в России связан именно с этим. Но как раз в вопросе оборота сыроподобных продуктов минсельхозы России и Беларуси проявляют солидарность. Его планируют вскоре ограничить.

Попытки же ужесточить контроль за импортом молочных продуктов внутри ЕАЭС и уравнять средние индикативные цены приведут, скорее всего, к новой волне дисгармонии.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.