Власти не могут не понимать, что одной из главных проблем вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз является возможный бесконтрольный реэкспорт автомобилей из этой страны. Власти аргументируют ограничительные меры против такого реэкспорта тем, что ввоз автохлама из Кыргызстана Казахстану не нужен. Своего хватает… Но есть и другие проблемы, которые необходимо решить Казахстану.
Недавно вице-министр по инвестициям и развитию Казахстана Альберт Рау рассказал, какие меры будут приняты по ограничению завоза автомобилей из Кыргызстана после вступления этой страны в ЕАЭС. «Вопрос ввоза автомобилей из Кыргызстана для нас достаточно актуальный, потому что это был один из спорных моментов, который обсуждался перед вступлением КР в ЕАЭС. Поскольку у них своего автопрома нет, они попросили для себя переходный период – нулевую ввозную пошлину на автомобили в течение порядка 10 лет. При этом договорились таким образом, что все автомобили, которые были к ним завезены с января 2014 года, если они заходят к нам или в Россию, то они облагаются по действующим в Таможенном союзе пошлинам», – сказал Рау, отвечая на вопросы журналистов в СЦК.
Он также добавил, что в последние годы Кыргызстан ввез на свою территорию до 100 тыс. машин.
«Можно предположить, что кто-то готовится к тому, что эти машины затем будут реэкспортированы. Помимо того, что есть таможенные пошлины, мы не заинтересованы в том, чтобы опять завозился автохлам, поэтому будет принято решение, что автомобили, которые будут завозиться сюда и в последующем, они все должны соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза. Это не сверхтребования, это требования, прежде всего касающиеся вопросов безопасности», – пояснил Рау.
То есть, по его словам, это наличие автоматической блокировки тормозов, подушек безопасности, крепления детских кресел и т.д. «Это то, что сегодня предусмотрено техническим регламентом. Это в какой-то мере, на наш взгляд, ограничит ввоз старых машин, которых у нас и у самих достаточно», – добавил Рау.
Между тем вице-министр считает эффективными принимаемые государством меры по поддержке автомобильной промышленности.
«Эффективность всегда измеряется количеством вложенных средств и их отдачей. Я должен сказать, что государство автопром поддерживает, но я бы не сказал, что это мера исключительная», – отметил Рау.
Все познается в сравнении
Вообще, все, как говорится, познается в сравнении. Так, проблема реэкспорта автомобилей из Кыргызстана существует последние несколько лет. В 2012 году Управление дорожной полиции ДВД Алматы совместно с таможенниками провели акцию по отлову автолюбителей, которые вопреки законам продолжают ввозить в Казахстан автомобили из Кыргызстана.
Именно в 2012 году был еще один наплыв автомобилей из Кыргызстана на казахстанский рынок. Часто по поддельным документам. Такого рода наплывы происходят регулярно, а потом эти авто куда-то исчезают. Так, уже со второй половины 2014 года их количество резко снизилось. А причиной всему периодические рейды полиции против владельцев авто с кыргызскими номерами.
Другое дело – вступление Кыргызстана в ЕАЭС, которое по факту уже произошло. Многие из тех, кто спрятал автомобили внутри Казахстана, или купил, но пока не ввез из Кыргызстана, надеялись, что после вступления Кыргызстана в ЕАЭС их проблемы с таможенными пошлинами будут автоматически решены. Но не тут-то было. То есть, согласно договоренностям с Кыргызстаном, товаром ЕАЭС будут признаны автомобили, ввезенные на территорию Кыргызстана из третьих стран до 1 января 2014 года. По автомобилям, ввезенным после этой даты, должна будет уплачиваться разница таможенных пошлин.
Единственный шанс массового ввоза авто из Кыргызстана – идти на откровенный подлог. С этим казахстанская полиция должна разбираться легко. В первую очередь потому что такая проверка – их профессиональная обязанность.
Вот как раз на фоне возможных проблем с реэкспортом авто из Кыргызстана можно вспомнить другую волну реэкспорта, но из России. В период с середины 2014 года, когда рубль стал быстро падать, ввоз авто из России начал приобретать массовый характер. Так, в феврале 2015 года глава Министерства инвестиций и развития РК Асет Исекешев в ходе расширенного заседания правительства привел соответствующие данные. «Шоковое явление в прошлом году наиболее сильно повлияло на автопром. За два месяца было завезено 50 тысяч автомобилей, это почти годовой объем производства. Продажи авто за январь упали в два раза», – сказал министр.
Единственное, чего добились дилеры – это программы льготного кредитования, которая финансируется государством. Но это временное решение, и оно не может дать эффект в долгосрочной перспективе.
Получается, что власти опасаются реэкспорта авто из Кыргызстана, в то время как пережили такой же наплыв авто из России. И проблема с ввозом авто из России до сих пор не решена.