Не все казахстанские авиакомпании, осуществляющие пассажирские авиаперевозки, в уходящем году изъявили желание пройти международный аудит на соответствие требованиям безопасности. «На сегодняшний день только авиакомпания AirAstana несколько раз успешно подтвердила соответствие международным требованиям, что позволяет ей осуществлять рейсы в страны Западной Европы, а также расширять новые направления. В 2015 году национальный авиаперевозчик ожидает очередной, плановый аудит по программе IOSA(аудит IATA по безопасности полетов)», – заявил Джордан Карамалаков, региональный менеджер Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Он также отметил, что на прошлой неделе завершился аудит авиакомпании SCAT. «Окончательные выводы по итогам проверки авиакомпании SCAT на соответствие стандартам IOSA будут обнародованы в течение ближайшего времени», – сказал он.
По словам представителя IATA, другие казахстанские авиакомпании, совершающие регулярные гражданские авиаперевозки, не отнеслись с полной серьезностью к аудиту. «Откладывание авиаперевозчиками решения данного вопроса на потом без объективных причин и аргументации может стать причиной санкций со стороны авиационных властей РК и контролирующих органов», – отметил Джордан Карамалаков. При этом аналогичная ситуация наблюдается и с аэропортами Казахстана. «Сейчас аудит на соответствие требованиям стандарта ISAGO (аудит IATA по безопасности наземного обслуживания) успешно прошли аэропорт Караганды и воздушная гавань Актау, которая была проинспектирована в ноябре. Остальные аэропорты не подавали заявок на его прохождение», – заявил менеджер IATA. По его мнению, причины этого могут быть разными. «К примеру, по моим предположениям, аэропорт Астаны ждет ввода в эксплуатацию нового терминала, и поэтому там откладывают прохождение аудита. Тем не менее затягивание этого процесса может вызвать негативную реакцию со стороны контролирующих органов не только в отношении столичной воздушной гавани, но и остальных аэропортов. Наша задача заключается в том, чтобы все субъекты гражданской авиации Казахстана соответствовали международным стандартам. И мы будем работать над созданием современной регуляторной базы гражданской авиации совместно с государственными и общественными организациями», – подчеркнул Карамалаков.
Стоит отметить, что в ближайшее время в Казахстане начнут внедрять новый стандарт авиационной безопасности. В частности, это будет касаться грузовых воздушных перевозок (проект «Безопасный груз»). Казахстан представлен в числе 15 стран, где «Безопасный груз» был уже запущен или только начал свою реализацию. Стандарт разработан IATA для помощи авиационным властям в различных странах мира с целью улучшения, безопасного процесса осуществления перевозки грузов. «В течение всего следующего года IATA будет тесно сотрудничать с Комитетом гражданской авиации РК, а также с представителями авиационной индустрии, в числе которых: аэропорты, авиакомпании, экспедиторские и логистические центры, с тем, чтобы выработать проект законодательного акта, который поможет улучшить обеспечение безопасности перевозок и их оптимизацию», – заявил Шеннон Вандмейкер, глава департамента авиационной безопасности грузов IATA.
По его словам, реализация этого проекта предусматривает не только ужесточение требований к организации безопасности, но также способствует более эффективному осуществлению производственных процессов воздушных грузоперевозок.
Сегодня «Безопасный груз» внедрен и успешно действует не только в развитых в авиационном отношении странах, таких как Турция и Россия, но и, например, в Иордании и Кении.
Наряду с улучшением мер безопасности грузоперевозки в нашей стране также получили развитие и в другом направлении. В начале уходящего года был запущен проект по внедрению электронных сопроводительных документов. Первые электронные грузовые накладные были выпущены минувшим летом. По словам Джордана Карамалакова, этот проект должен помочь отказаться от использования бумажных документов в осуществлении грузовых перевозок.
Также представитель IATA озвучил возможность интеграции систем продажи билетов на железнодорожный транспорт и авиабилетов. «Сейчас уже есть множество удачных примеров того, как системы бронирования и продаж авиабилетов и проездных документов на железнодорожный транспорт представляют собой единое целое. В первую очередь, стоит отметить Германию и скандинавские страны, где любой пассажир, приобретающий билет на авиарейс, может одновременно, не выходя из системы, забронировать билет на поезд и наоборот», – отметил менеджер IATA. По его словам, наладить интеграцию этих систем будет отнюдь не просто, однако современные реалии диктуют свои условия, и с чего-то необходимо будет начинать. «Справедливо будет сослаться на время, которое потребуется для решения этой задачи. И, однозначно, до конца 2015 года вряд ли удастся реализовать эту идею. Однако к Expo-2017 уже можно будет поговорить об интеграции двух систем, которой можно будет пользоваться не только на территории Казахстана, но и за его пределами», – сказал в заключение Джордан Карамалаков.