Рынок рекламы в Казахстане пережил несколько потрясений за последнее время. К тому же в 2014 году казахстанские каналы потеряли 16% аудитории. Об этом на VII Конференции по вопросам развития рынка СМИ Казахстана «Медиа Курултай 2014» рассказал Багдат Коджахметов, генеральный директор ТОО ТРК «31 канал».
Прошедшая в этом году девальвация повлияла на рекламные бюджеты. Как рассказал Багдат Коджахметов, после февральской корректировки курса тенге объем телевизионной рекламы уменьшился со $150 млн до $117 млн.
Негативное влияние на рекламные бюджеты оказал и запрет на рекламу фармацевтических препаратов. Такое изменение привело к потере рекламного бюджета в размере около 4 млрд тенге. При этом данный запрет не действует на российские телеканалы, которые вещают на территории Казахстана. Соответственно фармацевтические компании ушли на российские каналы.
Еще одной негативной тенденцией на этом рынке стало снижение аудитории. В ходе обсуждения причин ухода аудитории с казахстанских каналов Багдат Коджахметов предположил, что поскольку с начала 2014 года стало более строго контролироваться исполнение требования о доле вещания на казахском языке, зритель, привыкший к контенту на русском языке, сделал выбор в пользу русскоязычных медиа.
Более того, в 2014 году впервые в отечественной телевизионной истории не произошло сезонного сентябрьского увеличения зрительской аудитории. Сезонное увеличение аудитории было связано с тем, что казахстанцы возвращаются из отпусков и начинают больше смотреть телевизор. В этом году жители республики вернулись из отпусков, но не стали включать казахстанские каналы. Представители рынка задались вполне справедливым вопросом – если уже ради продовольственной безопасности страны многие государства поддерживают своих фермеров, то чем хуже журналисты? Ведь информационная безопасность – проблема не менее значимая.
Помимо того, что российские каналы уводят бюджеты у казахстанских, СМИ этой страны по-прежнему оказывают наиболее сильное влияние на информационное поле нашей республики.