Корейский поджаги, английский квилт, австралийский пэчворк, казахский курак – так на разных языках называют искусство лоскутного шитья – один из видов народного декоративно-прикладного творчества с многовековыми традициями и богатыми стилистическими особенностями. Эта техника часто использует кусочки разноцветных тканей разнообразных геометрических форм, реже вязаных, вышивных и других декоративных элементов, которые по принципу мозаики соединяются в изделиях, перечень которых достаточно велик: покрывала, подушки, одеяла, шторы, предметы гардероба и даже модные аксессуары.
Кроме того, квилтинг, как и любое другое ремесло, имеет свою историю, корни которого уходят в далекое прошлое. Изделия из лоскута появлялись в древнем мире, в эпоху античности, позже на Руси, в Европе, Америке, Австралии, Центральной Азии... Ткань – материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Первое упоминание об искусстве соединения различных тканей в исторических источниках датировано XI веком. Хотя миру известен знаменитый ковер из легендарной Пещеры тысячи Будд, собранный еще в IX веке из сотни фрагментов одежд паломников. Другим интересным артефактом, относящимся приблизительно к 980 году до н. э., является древнеегипетское панно, орнамент которого собран из кусочков кожи животного. Тем не менее принято считать, что искусство пэчворк зародилась в Англии. Даже само понятие patchwork английского происхождения и в переводе на русский язык звучит дословно как «стеганое одеяло или покрывало из разноцветных лоскутов».
Именно здесь, в Великобритании, формировались особенности построения композиции, создавались принципы цветового решения, складывались приемы формирования фактур и комбинации сочетаний узоров. Здесь же зарождались разнообразные техники, такие как bargello и quilting, а также традиционные блоки узоров: «лестница Иакова», «зуб пилы», «звезда Огайо», «медвежья лапа», «корзинка для штопки», «спираль», «карусель», «роза», «бабушкин сад», «соты», «гексагон», «мельница»... Многие аппликации из ткани и орнаментальные блоки получали свое название в честь той или иной местности, реалий повседневного уклада жизни, литературных сюжетов и событий, заимствованных из местного фольклора.
Вероятно везде, где в быту человека возникала необходимость работать с тканью, появлялась надобность использовать обрезки и выпады кроя, так в том или ином виде лоскутное шитье получало развитие в разных уголках земного шара. К примеру, на Руси испокон веков бытовало бережное отношение к тканям, текстильная же мозаика получила широкое распространение к концу XIX столетия, когда из-за границы купцы начали привозить на родину дефицитный ситец, а в обиходе россиян стали появляться швейные машины. Выбрасывать большое количество обрезков дорогостоящей ткани считалось неуместным, а посему ценные лоскуты нашли применение в декоративно-прикладном творчестве и стали складываться в местные оригинальные техники: «ляпачиха», «уголки», «кругляки»... Более того, спустя некоторое время озорные лоскутки стали незаменимым элементом народного костюма.
Пэчворк как вид декоративного творчества можно встретить и по всей территории Центральной Азии. Издавна народные мастерицы кочевых народов великолепно владели техникой изготовления стеганых лоскутных изделий. В быту номадов лоскутное ремесло получило название «курак корпе» – от тюркского «кура», означающего «сшитый вместе – собранный из отдельных кусков». Понятие «курак» относится как к готовым изделиям, так и к методу их производства. Основной причиной появления здесь своеобразного лоскутного шитья принято считать нужду, которая заставляла женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные предметы быта. Курак корпе сначала сшивались из подогнанных друг к другу разноцветных лоскутов материи, а затем набивались шерстью. В прежние времена тканевые клочки собирались на различных семейных мероприятиях, ими и пополнялось сырье домашних запасов. Выходит, производство курак корпе – хороший способ сделать что-то из ничего.
К тому же раньше большое количество изделий из лоскутков предусматривалось в качестве приданого для невесты. Сегодня нет такого строгого соблюдения всех традиционных особенностей и тем не менее изготовление кураков во многих современных казахских семьях пользуется большим уважением. Выполненные вручную лоскутные произведения приносят в дом ощущение устойчивости, традиционности и спокойствия. Такие изделия и раньше были незаменимым атрибутом быта кочевников и теперь не выходят из моды в среде современных казахов, являясь гордостью каждой семьи.
К слову, о моде. В современном мире искусство лоскутного шитья занимает одну из почетных ниш, сегодня весьма актуальным является исполнение разного рода дизайнерских решений в технике пэчворк. Модные веяния вкупе с традиционными методами породили невероятное количество разнообразных техник квилта, нашедших применение и в прикладном творчестве, и в текстильном производстве, и в стилизации интерьеров, и даже в художественном решении живописных полотен.