На 4,9% выросло производство автомобилей в Казахстане за 8 месяцев 2014 года в сравнении с таким же периодом 2013 года. При этом Россия увеличила экспорт своих автомобилей в Казахстан в 4 раза с момента создания Таможенного союза (ТС). Кроме того, РФ сохранила необходимость уплаты утилизационного сбора с возможных поставок казахстанских авто на свою территорию.
«Сейчас прямого доступа без уплаты утилизационного сбора автомобили казахстанской сборки в Россию не имеют. Они пытаются решать этот вопрос тем, что заключают дистрибьюторские соглашения с официальными дилерами, но тем не менее таких встречных барьеров в Казахстане нет, и поэтому мы видим такие цифры, что за 3 последних года импорт российских автомобилей в Казахстан вырос в 4 раза», – рассказал Рахим Ошакбаев, заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК.
Как деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказали в Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в рамках ТС у нашей республики назревает необходимость вводить зеркальные меры по отношению к России и Беларуси. «Этот вопрос сейчас обсуждается на уровне правительства. Думаем, в ближайшее время мы придем к какому-то решению», – рассказали в пресс-службе ассоциации.
Сами же производители считают, что правительство создает все условия для развития их бизнеса. «Правительство Казахстана создает условия для развития казахстанского автопрома. Развитие промышленности Казахстана идет согласно разработанным государством программам ПФИИР, Дорожной карты бизнеса», – считают в AllurGroup.
Вторым этапом развития казахстанского автопрома, по информации AllurGroup, является увеличение доли локализации в отечественных автомобилях. Более того, по сообщению пресс-службы производителя, при увеличении доли локализации автомобилей у казахстанских производителей будет возможность начать переговоры об экспорте автомобилей в РФ.
«Казахстанские производители всегда находятся в продуктивном диалоге с правительством. Всегда стараемся найти правильное решение, и результаты видны уже сейчас», – подчеркнули в AllurGroup. Менее чем за 5 лет в Казахстане стали производить 8 марок легковых автомобилей и 3 бренда коммерческой техники. Линейка отечественных автомобилей на конец августа 2014 года состоит из 58 моделей различного назначения и продолжает расширяться. В частности, на мощностях заводов начался выпуск долгожданного Toyota Fortuner. Этот проект, по оценкам специалистов из AllurGroup, является своего рода визитной карточкой автопроизводства Казахстана. Поскольку одно решение Toyota начать производство автомобилей у нас в республике очень положительно сказывается на репутации страны, производственной площадке, которую они выбрали. Кроме того, это является показателем возможности рассмотрения запуска проектов в нашей стране для других иностранных инвесторов.
К тому же, подчеркнули в AllurGroup, японский автогигант уделяет большое внимание качеству своей продукции, что проецируется на другую продукцию, выпускаемую на площадках завода. «Присутствие Toyota дает нам более глубокое развитие автомобильной отрасли и мультипликативный эффект, который способствует появлению новых отраслей автоиндустрии, таких как выпуск автокомпонентов, доставка запасных частей, развитие финансового сектора, включая банковское и страховое направление», – отметил производитель. Согласно мировой статистике, создание одного рабочего места в автопроизводственной отрасли влечет за собой создание до 15 мест в сопутствующих отраслях.
Однако, несмотря на положительные показатели, которые приводят в AllurGroup, данные Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) не столь позитивны. Казахстан, по информации ЕЭК, импортировал из России 58,7 тыс. легковых автомобилей на сумму $663,7 млн в январе-июле 2014 года, что на 16,3% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года по количеству и на 42,7% больше по сумме.
Как отмечалось в опубликованных данных, Казахстан также импортировал 1,3 тыс. автомобилей из Беларуси (больше в 2,6 раза, чем в аналогичном периоде прошлого года) на $13,9 млн (больше в 5,4 раза). При этом сама республика не экспортировала ни одного легкового автомобиля ни в Россию, ни в Беларусь.
«То, что экспорт увеличивается, – это вопрос конкуренции. Каждый производитель должен не только производить, но и уметь продавать автомобили», – считают в АКАБ. Увеличение импорта автомобилей российского и белорусского производства в РК, по оценке ассоциации, нельзя расценивать как угрозу для отечественного автопрома. «Здесь не столько угроза, сколько вопрос здоровой рыночной конкуренции. На межгосударственном уровне постоянно ведется диалог о том, чтобы условия общего рынка стран ТС были равными для всех участников. Обсуждение идет постоянно», – рассказали в АКАБ.
Все мы помним, что ТС и Единое экономическое пространство (ЕЭП) задуманы как поле равноправной конкуренции, где производители трех стран должны получить паритетные права доступа на общий рынок.
Однако, судя по данным ЕЭК, отечественный автопром нельзя назвать конкурентоспособным. Существенные шаги на этом пути, по оценке Ерика Сагымбаева, президента АО «АЗИЯ АВТО», были сделаны. В частности, были согласованы единые условия режима промсборки, введены единые таможенные тарифы по внешнему контуру ТС и общие стандарты техрегулирования.
«Но, как видите, для обеспечения равноправной конкуренции этого недостаточно. Возникли тарифные барьеры, которые российское правительство было вынуждено ввести при вступлении в ВТО», – подчеркнул Ерик Сагымбаев.
Основной причиной низкой конкурентоспособности казахстанских производителей автомобилей, по уверениям специалистов из ассоциации, является его возраст. «Российский и белорусский автопром существует уже довольно давно, тогда как наш достаточно молодой», – подчеркнули они. Именно в силу молодости казахстанского автопрома мы не можем говорить о том, что он завоевал 50% рынка. Более того, что касается импорта, то как объяснили в АКАБ, казахстанский автопром выбрал политику, которая нацелена в первую очередь на обеспечение потребностей внутреннего рынка.
Другой проблемой казахстанского автопрома, по мнению Ерика Сагымбаева, стало то, что практически все бренды, даже китайские, уже выпускаются в России.
В арсенале российских коллег десятки полномасштабных производств со сложившимся рынком сбыта и многомиллиардными инвестициями. «Мы порой забываем, что они появились там не только в силу масштабов рынка. Это результат политики развития автопрома, проводимой на протяжении 10-12 лет: умеренные тарифные барьеры, налоговые льготы, государственные субсидии и финансирование, обеспечение землей и инфраструктурой, программы утилизации», – говорит Сагымбаев. Важно то, что базовые условия оставались неизменными с середины 2000-х и действуют сегодня. Инвесторы получили особые условия работы и были уверены, что это надолго.
Составить конкуренцию такой махине, как российский автопром, по оценке президента АО «АЗИЯ АВТО», – это сверхзадача, подходить к которой необходимо со всей ответственностью. «Даже если мы скопируем все механизмы господдержки, работающие в России, этого окажется недостаточно – один российский автопроизводитель на порядок крупнее всех мощностей нынешнего казахстанского автопрома», – подчеркнул он.