Осенняя сессия Национального собрания Беларуси началась с демонстрации парламентского патриотизма: депутаты пообещали взвесить все за и против перед подписанием закона о ратификации договора о Евразийском экономическом союзе.
К этому их призвал президент. «Если вы будете видеть, что где-то допущена ошибка при подготовке этого документа, – а он очень важен, – вы, пожалуйста, информируйте и меня в том числе и не останавливайтесь ни перед чем, защищая интересы белорусского государства», – обратился Александр Лукашенко к парламентариям накануне открытия сессии.
Таким образом, белорусский президент впервые громко озвучил давно назревавшую проблему в белорусско-российских отношениях – нефтяной маневр, который Россия задумала как средство сокращения непрямых нефтяных субсидий внутреннему российскому рынку и снижения дотаций белорусской нефтепереработке.
Препятствие для союза
Напомним, суть законопроекта, который уже поступил на рассмотрение в Госдуму РФ, в том, чтобы снизить экспортные пошлины на нефть, одновременно переложив налоговую нагрузку на добычу нефти. Это приведет к существенному подорожанию российской нефти для Беларуси и сведет почти на нет тот нефтяной бонус, который республика выторговала перед подписанием договора о ЕАЭС в Астане – право оставлять в своем бюджете $125 млн экспортных пошлин от продажи нефтепродуктов ежемесячно, начиная с 1 января 2015 года. Итого в год – $1,5 млрд, в то время как потери от нефтяного маневра, по подсчетам белорусского правительства, уже в 2015 году могут превысить $1 млрд.
«Это ненормально: не успели ввести в действие договоренности, здесь их отменяем фактически другой рукой, и в результате Беларусь может потерять огромную сумму средств, более $1 млрд», – осудил российские действия г-н Лукашенко.
По его словам, если такой шаг будет принят со стороны Российской Федерации, то «это станет очень большой проблемой в функционировании нынешнего Союза».
«Во-первых, потому что мы договаривались об ином. Во-вторых, если предпринимаются какие-то действия в одном направлении, значит, надо, чтобы в другом была компенсация. Это приличные деньги, которые мы ни в коем случае не должны терять», – дал установку депутатам белорусский президент.
Достойной компенсацией за нефтяной маневр в Минске считают право оставлять в своем бюджете не часть экспортных пошлин, а все 100%, то есть порядка $4 млрд в год. Именно на таком условии функционирования ЕАЭС настаивала белорусская сторона перед торжественной церемонией подписания договора в Астане, но тогда удалось выторговать лишь треть от этой суммы с небольшим.
Однако в мае еще не было речи о нефтяном маневре. Когда же речь об этом зашла, ратификация договора для Беларуси стала как бы последней юридической возможностью скорректировать финансовый расклад в свою пользу. И республика ее использовала, взяв на вооружение простой аргумент: бюджет на 2015 год сверстан без учета убытков от российской реформы, и депутаты теперь не знают, как быть с этим важнейшим документом.
Застраховались на будущее
Официальное предложение о 100-процентном зачислении нефтяных пошлин в белорусский бюджет Минск направил в Москву в первых числах октября, и в течение нескольких дней между сторонами шли «ожесточенные» переговоры. В случае успеха Беларусь рассчитывала получить $3 млрд нефтяной прибыли ($4 млрд ежегодных нефтяных пошлин минус $1 млрд потерь от налогового маневра).
Едва ли вера в 100-процентную победу высказывалась всерьез, однако намерение Минска оттянуть ратификацию соглашения о ЕАЭС оказалось серьезным фактором напряжения.
Хотя формально тянуть с парламентской процедурой можно было до 1 января – даты начала функционирования союза, фактически срок ратификации ограничен 10 октября – датой саммита стран СНГ на уровне глав государств и заседания Высшего Евразийского экономического совета, то есть днем приезда Владимира Путина в Минск. Поэтому за неделю до важной встречи события стали развиваться стремительно.
В пятницу 3 октября стало понятно, что визит первого вице-премьера Беларуси Владимира Семашко в Москву успеха не принес, нефтяные договоренности не достигнуты. А в понедельник 6 октября в СМИ попала часть белорусского законопроекта о ратификации договора о ЕАЭС, и это стало маленькой сенсацией.
Первая статья законопроекта содержит принципиальную оговорку, которой нет ни в российском, ни в казахстанском вариантах ратификационного документа. Она выглядит так:
«Ратифицировать Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в г. Астане 29 мая 2014 года (далее – Договор), со следующим заявлением:
«Республика Беларусь заявляет, что добросовестно будет выполнять свои обязательства в рамках Договора и предпримет иные меры по его реализации при условии, что к этому моменту на трехсторонней или двусторонней основе будут достигнуты конкретные договоренности о снятии барьеров, ограничений и изъятий в торговле отдельными видами товаров и оказании отдельных видов услуг, в первую очередь в отношении энергоносителей, продукции сборочных производств, либерализации автомобильных перевозок и других чувствительных позиций. При этом данные договоренности должны содержать положения о недопустимости их ухудшения в последующий период до полного устранения изъятий и ограничений в Евразийском экономическом союзе».
Нетрудно заметить, что такая преамбула кардинально изменяет суть соглашения о ЕАЭС в его применении к белорусской стороне. Все спорные вопросы, о которых не удалось договориться на стадии разработки союзного договора и которые как бы отложили в долгий ящик, Беларусь на пороге ратификации вновь ставит ребром. Республика страхуется от потенциальных рисков в торговле с Россией, прежде всего, от убытков в нефтяной сфере, предупреждая, что может отказаться от выполнения условий соглашения в любой момент.
Компенсация неясного размера
С одной стороны, такая формулировка дает белорусским депутатам возможность ратифицировать договор о ЕАЭС прямо сейчас, не дожидаясь, пока на высоком уровне утрясут нефтяные вопросы. С другой, «оговорка по Лукашенко» демонстрирует несвободу Минска на сколько-нибудь серьезный срок оттянуть ратификацию, которую изначально планировалось провести синхронно во всех трех государствах. Одновременно с обнародованием преамбулы была названа и дата рассмотрения законопроекта в Национальном собрании РБ – 9 октября.
То есть накануне большой встречи президентов в Минске. Судя по всему, план действий был согласован и с Нурсултаном Назарбаевым: телефонный разговор белорусского и казахстанского президентов, во время которого «особое внимание было уделено проблемам дальнейшего становления и развития Евразийского экономического союза», состоялся вечером того же понедельника.
А во вторник 7 октября стало известно, что в белорусско-российском споре случился прогресс: премьер-министры Дмитрий Медведев и Михаил Мясникович на встрече в Сочи о чем-то договорились.
«По итогам переговоров в Сочи была достигнута договоренность о порядке зачисления таможенных пошлин на нефтепродукты, произведенные в Беларуси в 2015 году, в рамках соглашений о создании ЕАЭС, – заявил журналистам вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. – Договоренности учитывают как ранее достигнутые соглашения об объемах поставок нефти и нефтепродуктов, так и расчетные потери бюджета Беларуси от «большого налогового маневра».
Подробностей этих соглашений высокие чиновники не сообщили, так что непонятно, о какой сумме компенсации за нефтяной маневр идет речь, а также в какой форме она будет выплачена – в форме экспортных пошлин, кредита или какой-либо еще.
Скорее всего, это будет порядка $1 млрд, а не $3 млрд, как хотел Минск. Маловато по сравнению с аппетитами, но достаточно для того, чтобы намеченная на 9 октября ратификация все-таки состоялась. А с оговоркой примут депутаты закон или без, по-видимому, будет зависеть от того, успеют ли Москва и Минск до момента ратификации закрепить новые нефтяные договоренности документально.