USD
495.95₸
EUR
524.37₸
RUB
4.98₸
BRENT
71.43$
+0.170
BTC
90526.90$
+1011.600

Можно ли заработать на фотографии?

Казахстанцы очень любят фотографию, тому есть прямое подтверждение

Share
Share
Share
Tweet
Share
Можно ли заработать на фотографии?- Kapital.kz

Казахстанцы очень любят фотографию, тому есть прямое подтверждение – среди всех социальных сетей в Казахстане наибольший трафик вырабатывает именно Instagram. Смартфоны есть у большинства людей, но также у многих есть полупрофессиональные и профессиональные камеры. Несмотря на это, а также на большое количество разнообразных приложений для обработки фото, профессионалы своего хлеба не лишаются, поскольку возможности и вкус любителя и специалиста – все-таки большая разница.

Этот бизнес не так давно стал оформляться именно в виде цивилизованного рынка. Например, к открытию EsentaiMall был приглашен канадский фотограф Андре Пинчес, которому, по некоторым данным, заплатили около $100 тыс. за фотосессию к рекламной кампании. Казахстанские же специалисты зарабатывают намного меньше.

Руслан Тагаев, основатель студии CaptureStudio, рассказал, что рынок достаточно конкурентен. Все больше специалистов высокого класса. «Если лет 15 назад в стране работали пять фотографов высокого класса, то сегодня в Алматы я бы назвал 30 фамилий, а по Казахстану – около 50», – говорит г-н Тагаев. Конечно, тех, кто занимается фотосъемками, намного больше. Скажем, по поиску в социальной сети «ВКонтакте» только в Алматы наберется с полсотни одиночек и студий, а если расширить поиск по всей стране, то число увеличится до 1200. Но, несмотря на насыщенность рынка, здесь еще нет тренда, присущего крупным городам в более развитых странах, когда фотографы специализируются на определенном типе съемки. Скажем, одни снимают свадьбы, другие фотографируют предметы для каталогов, третьи – портреты. В Казахстане фотографы стараются делать все, а иначе работа будет приносить лишь убытки.

Интересно, что в зависимости от региона фотобизнес находится на разных стадиях развития. В Алматы несколько лет пользуются популярностью так называемые фотопроекты – задается тема, например, «Морская», под нее фотограф готовит декорации и в них уже ведет съемки. Средняя стоимость участия в таком проекте в южной столице – около $100. Проект длится пару дней и за это время фотограф может получить более дюжины заказов, которые окупят затраты на декорации и аренду студии. Но это в Алматы, а в Шымкенте дела обстоят совсем по-другому. Фотограф Артем Орлянский рассказал, что в городе есть спрос только на «той-бизнес». «Недавно я и дизайнер Елизавета Пашкова разработали проект с красивыми декорациями. Цена за два часа работы всего 15 тыс. тенге, сумма небольшая. За месяц до старта начали рекламировать проект. В итоге ни одного заказа, потому как дорого», – говорит г-н Орлянский.

Увидеть разницу в регионах можно и на другом интересном примере – работе фотостудий. Тот же шымкентский фотограф Артем Орлянский рассказал, что как таковых студий в городе нет. «В далеком 2008 году мы с моим другом Дмитрием Приданниковым загорелись открыть студию. На тот момент в Шымкенте уже существовала одна-единственная «Студия счастья». Маркетологи мы были плохие, поэтому вначале мы рассчитывали на огромный спрос, но нашим мечтам не суждено было сбыться. После того как мы перефотографировали всех друзей и родственников, мы закрыли студию в 2012 году. Эти годы она просуществовала только за счет уличных фотосессий и свадеб, так как на студийную съемку спрос так и не появился», – вспоминает он. В том же году закрылась и «Студия счастья». В конце 2013-го Антон Кузнецов открыл в Шымкенте большую студию Vegas, но сейчас она уже закрыта по тем же причинам.

В Алматы дела обстоят лучше – здесь есть несколько интерьерных студий. Нужно сказать, что фотостудии – это фактически другой вид бизнеса, отличный от непосредственного фотографирования. Задача студии – предоставить фотографу необходимые условия, свет, оборудование, декорации, услуги визажиста и так далее. Это, скорее, бизнес по созданию инфраструктуры для съемок. Само их появление является своеобразным индикатором того, что рынок становится более цивилизованным и профессиональным. В принципе, каждый фотограф может создать небольшую студию для себя. Алматинский фотограф Анна Батиста рассказала, что для этого может понадобиться всего около $3000. «На эти деньги я арендовала помещение, купила световое оборудование и различные мелочи для удобства посетителей – пуфики, чайники, кружки и т.д.», – рассказывает она. Однако карагандинский создатель фотошколы Валерий Лашкевич категорично утверждает, что в Казахстане вообще нет студий, отвечающих минимальным стандартам. «Чтобы провести нормальные съемки, приходится ехать в Москву. Студия – это комплекс для работы съемочной группы, стилистов, рекламщиков. Там должно быть много зон – гримерка, реквизиторская, зоны для съемок, зона отдыха», – говорит г-н Лашкевич. В качестве примера эксперт привел московскую студию SUNLIGHTSTUDIO, которая предлагает более 5000 кв. м и включает в себя 19 совершенно разных по стилю студий. При этом студия работает 24 часа. Такого в Казахстане действительно нет.

Анна Батиста, которая работала и в российской столице, отметила разницу между организацией бизнеса там и тут. «В России студии часто располагаются в закрытых заводах. Там есть все условия – высокие потолки, огромные окна и большие площади. В таких заводах могут располагаться множество разных студий. И так как этот огромный комплекс объединяет людей со схожими профессиями, то создается неповторимая рабочая атмосфера, в Казахстане же все сами по себе. И в Москве эти студии гораздо доступнее для фотографов. Если перевести на тенге, то час аренды хорошей студии стоит 1500, а очень хорошей – 3500. В Алматы же за 2500 можно снять только самую рядовую студию», – утверждает она.

На примере представленного бизнеса можно сделать два основных вывода. Первый – об отличии центра и периферии. Несмотря на то, что речь идет о крупных городах, интересы публики все же отличаются. А второй вывод – о постоянном развитии. По всем отраслям можно видеть, что рынки действительно становятся более цивилизованными. MrDonerci – это уже не грязные лотки, а сеть кафе; основатели «Меломана» рассказывали, что тоже когда-то начинали чуть ли не с киоска с пиратскими кассетами, а теперь и на примере фотобизнеса видно, как год от года он инфраструктурно усложняется. Есть надежда, что это процессы, присущие всей казахстанской экономике.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.