Казахстанцы очень любят фотографию, тому есть прямое подтверждение – среди всех социальных сетей в Казахстане наибольший трафик вырабатывает именно Instagram. Смартфоны есть у большинства людей, но также у многих есть полупрофессиональные и профессиональные камеры. Несмотря на это, а также на большое количество разнообразных приложений для обработки фото, профессионалы своего хлеба не лишаются, поскольку возможности и вкус любителя и специалиста – все-таки большая разница.
Этот бизнес не так давно стал оформляться именно в виде цивилизованного рынка. Например, к открытию EsentaiMall был приглашен канадский фотограф Андре Пинчес, которому, по некоторым данным, заплатили около $100 тыс. за фотосессию к рекламной кампании. Казахстанские же специалисты зарабатывают намного меньше.
Руслан Тагаев, основатель студии CaptureStudio, рассказал, что рынок достаточно конкурентен. Все больше специалистов высокого класса. «Если лет 15 назад в стране работали пять фотографов высокого класса, то сегодня в Алматы я бы назвал 30 фамилий, а по Казахстану – около 50», – говорит г-н Тагаев. Конечно, тех, кто занимается фотосъемками, намного больше. Скажем, по поиску в социальной сети «ВКонтакте» только в Алматы наберется с полсотни одиночек и студий, а если расширить поиск по всей стране, то число увеличится до 1200. Но, несмотря на насыщенность рынка, здесь еще нет тренда, присущего крупным городам в более развитых странах, когда фотографы специализируются на определенном типе съемки. Скажем, одни снимают свадьбы, другие фотографируют предметы для каталогов, третьи – портреты. В Казахстане фотографы стараются делать все, а иначе работа будет приносить лишь убытки.
Интересно, что в зависимости от региона фотобизнес находится на разных стадиях развития. В Алматы несколько лет пользуются популярностью так называемые фотопроекты – задается тема, например, «Морская», под нее фотограф готовит декорации и в них уже ведет съемки. Средняя стоимость участия в таком проекте в южной столице – около $100. Проект длится пару дней и за это время фотограф может получить более дюжины заказов, которые окупят затраты на декорации и аренду студии. Но это в Алматы, а в Шымкенте дела обстоят совсем по-другому. Фотограф Артем Орлянский рассказал, что в городе есть спрос только на «той-бизнес». «Недавно я и дизайнер Елизавета Пашкова разработали проект с красивыми декорациями. Цена за два часа работы всего 15 тыс. тенге, сумма небольшая. За месяц до старта начали рекламировать проект. В итоге ни одного заказа, потому как дорого», – говорит г-н Орлянский.
Увидеть разницу в регионах можно и на другом интересном примере – работе фотостудий. Тот же шымкентский фотограф Артем Орлянский рассказал, что как таковых студий в городе нет. «В далеком 2008 году мы с моим другом Дмитрием Приданниковым загорелись открыть студию. На тот момент в Шымкенте уже существовала одна-единственная «Студия счастья». Маркетологи мы были плохие, поэтому вначале мы рассчитывали на огромный спрос, но нашим мечтам не суждено было сбыться. После того как мы перефотографировали всех друзей и родственников, мы закрыли студию в 2012 году. Эти годы она просуществовала только за счет уличных фотосессий и свадеб, так как на студийную съемку спрос так и не появился», – вспоминает он. В том же году закрылась и «Студия счастья». В конце 2013-го Антон Кузнецов открыл в Шымкенте большую студию Vegas, но сейчас она уже закрыта по тем же причинам.
В Алматы дела обстоят лучше – здесь есть несколько интерьерных студий. Нужно сказать, что фотостудии – это фактически другой вид бизнеса, отличный от непосредственного фотографирования. Задача студии – предоставить фотографу необходимые условия, свет, оборудование, декорации, услуги визажиста и так далее. Это, скорее, бизнес по созданию инфраструктуры для съемок. Само их появление является своеобразным индикатором того, что рынок становится более цивилизованным и профессиональным. В принципе, каждый фотограф может создать небольшую студию для себя. Алматинский фотограф Анна Батиста рассказала, что для этого может понадобиться всего около $3000. «На эти деньги я арендовала помещение, купила световое оборудование и различные мелочи для удобства посетителей – пуфики, чайники, кружки и т.д.», – рассказывает она. Однако карагандинский создатель фотошколы Валерий Лашкевич категорично утверждает, что в Казахстане вообще нет студий, отвечающих минимальным стандартам. «Чтобы провести нормальные съемки, приходится ехать в Москву. Студия – это комплекс для работы съемочной группы, стилистов, рекламщиков. Там должно быть много зон – гримерка, реквизиторская, зоны для съемок, зона отдыха», – говорит г-н Лашкевич. В качестве примера эксперт привел московскую студию SUNLIGHTSTUDIO, которая предлагает более 5000 кв. м и включает в себя 19 совершенно разных по стилю студий. При этом студия работает 24 часа. Такого в Казахстане действительно нет.
Анна Батиста, которая работала и в российской столице, отметила разницу между организацией бизнеса там и тут. «В России студии часто располагаются в закрытых заводах. Там есть все условия – высокие потолки, огромные окна и большие площади. В таких заводах могут располагаться множество разных студий. И так как этот огромный комплекс объединяет людей со схожими профессиями, то создается неповторимая рабочая атмосфера, в Казахстане же все сами по себе. И в Москве эти студии гораздо доступнее для фотографов. Если перевести на тенге, то час аренды хорошей студии стоит 1500, а очень хорошей – 3500. В Алматы же за 2500 можно снять только самую рядовую студию», – утверждает она.
На примере представленного бизнеса можно сделать два основных вывода. Первый – об отличии центра и периферии. Несмотря на то, что речь идет о крупных городах, интересы публики все же отличаются. А второй вывод – о постоянном развитии. По всем отраслям можно видеть, что рынки действительно становятся более цивилизованными. MrDonerci – это уже не грязные лотки, а сеть кафе; основатели «Меломана» рассказывали, что тоже когда-то начинали чуть ли не с киоска с пиратскими кассетами, а теперь и на примере фотобизнеса видно, как год от года он инфраструктурно усложняется. Есть надежда, что это процессы, присущие всей казахстанской экономике.