Объединение пенсионных фондов, по мнению Сабита Хакимжанова, директора департамента исследований «HalykFinance», откинуло РК на 20 лет назад. Эксперт не отрицает, что частные пенсионные фонды много лет показывали низкую доходность. Однако этому, как рассказал аналитик в ходе своего выступления на «TEDxAlmaty 2014», были объективные причины.
Аналитик считает, что нельзя забывать о том, что пенсионная реформа не была проведена полностью. В Казахстане не был создан фондовый рынок. «Мы не смогли организовать приватизацию в 1997 году, а «Народное IPO» стоило провести именно тогда», – подчеркнул эксперт.
Другим фактором, который повлиял на доходность казахстанских пенсионных фондов, по словам представителя «HalykFinance», стало то, что у фондов не было свободы. У них были только те инструменты, которые в правительстве посчитали менее рискованными, а, соответственно, эти инструменты были и менее доходными. У пенсионных фондов, полагает аналитик, попросту не было возможности повлиять на компании, которые выпускали эти инструменты. Это, как объяснил Сабит Хакимжанов, было связано и с регулированием деятельности фондов со стороны государства, и с законодательной средой.
Избранная для пенсионных фондов политика инвестирования стала, по словам эксперта, следующей причиной низкой доходности. Фонды были вынуждены инвестировать в государственные ценные бумаги (ГЦБ), так как такие активы попросту считались безрисковыми. Причем доходность от этих ГЦБ в течение нескольких лет была ниже инфляции. Эксперт напомнил, что ранее портфель фондов примерно на 30-40% состоял из ГЦБ. Естественно, доходность пенсионных фондов в целом не могла в этом случае не пострадать. Вероятно, что правительство учло свои прошлые ошибки и сегодня оно рассматривает возможность изменения инвестиционного портфеля пенсионного фонда.
Пенсионная реформа была основана на трех китах. Первый – пенсионные фонды должны были накапливать сбережения, а потом инвестировать их. Но главный вопрос – куда они будут инвестировать накопления. Это и был второй кит – фондовый рынок. Необходимо было создать фондовый рынок, на котором размещались ценные бумаги. Главными и непосредственными участниками фондового рынка стали бы пенсионные фонды. «Для создания фондового рынка необходимы были хорошие эмитенты, качественные компании, однако таких компаний на казахстанском рынке было мало», – рассказал он. Третий кит – это реформа приватизации.
При этом по определенным причинам в стране не удалось развить на должном уровне фондовый рынок и провести приватизацию, отметил Сабит Хакимжанов. «Правительство просто испугалось, а также было сопротивление со стороны управляющих госкомпаниями, они не хотели выходить на фондовый рынок. Это сложно, это очень кропотливый процесс. Но реформа была принята, и определенные достижения у нас есть», – считает директор департамента исследований «HalykFinance».
Говоря о том, что же у нас сейчас есть, аналитик отметил накопленные пенсионные активы. И пока накопительная пенсионная система работала, напомнил эксперт, ее все время критиковали за низкую доходность. Многие выступали за возврат к солидарной пенсионной системе. «Такие призывы звучали все активнее. В конце концов правительство, видимо, частично не понимая причины низкой доходности, решило провести вторую реформу. В итоге мы отказались от системы, где много пенсионных фондов и где есть фондовый рынок», – говорит г-н Хакимжанов.
В прошлом году правительство объединило все пенсионные фонды и стало управлять всеми активами самостоятельно, напомнил он. В результате, по словам г-на Хакимжанова, фондовый рынок практически исчез. «У нас сейчас нет множества мнений относительно того, сколько стоит тот или иной инструмент. У нас есть основной инвестор, который просто покупает акции», – рассказал эксперт. Информация о том, что происходит на финансовом рынке, когда один участник покупает, насколько тот или иной инструмент интересен, пропала. Финансовый рынок очень важен, не просто потому, что кто-то может заработать, и не потому, что нам необходимо инвестировать, а потому, что это «мозг экономики». Когда пенсионные фонды работали, они создали определенный организационный человеческий капитал, они собрали экспертов, которые проводили анализ рынка.
В итоге наша пенсионная система обеспечит пенсией определенный круг людей, она не рассчитана на всех. «Если мы хотим обеспечить пенсиями всех, вне зависимости от того, работал или не работал человек, и вне зависимости от того, сколько он зарабатывал, тогда, наверное, необходимо вернуться к солидарным пенсиям. Накопительная пенсия решает другие задачи», – говорит Сабит Хакимжанов. Накопительная пенсия, по словам эксперта, обеспечивает доход для городских профессионалов, людей, которые имеют большой стаж, в меньшей степени для женщин и в большей для мужчин. Самое главное, что накопительная система создает фондовый рынок и гражданское общество, в котором каждый вовлечен в принятие решений. «При этом человек вовлечен не просто так, это стимул для того, чтобы в погоне за нашими шкурными интересами мы начали выполнять гражданские обязанности, чтобы мы вовлекались в процесс государственного управления. Поэтому, я считаю, что пенсионная реформа еще не закончилась», – говорит он.