На следующей неделе стартует новый учебный год, в школах страны закончены последние приготовления к предстоящей учебной поре. По традиции, 1 сентября во всех столичных образовательных учреждениях пройдут уроки по теме «Казахстанский путь-2050: одна цель, одни интересы, одно будущее».
В Астане в этом учебном году откроют двери 5 новых школ, около 13 тыс. первоклассников переступят порог своих классов.
В преддверии начала нового учебного года в столице прошло традиционное августовское совещание работников образования. С докладом на нем выступил аким города Имангали Тасмагамбетов. «ХХI век становится веком конкуренции идей и информационных технологий. Поэтому если в обществе достаточно образованных людей, то любые ноу-хау достижимы для всех. Способность генерировать новые идеи – вот что будет определять место той или иной страны в условиях глобализации. Поэтому подрастающее поколение казахстанцев должно иметь конкурентоспособное образование», – отметил он.
Информационно-техническая неграмотность учителей приводит к глубоким отрицательным последствиям. Об этом говорят конкретные цифры. Так, из 5873 столичных учителей лишь 12% умеют свободно пользоваться интернетом, в том числе электронными цифровыми пособиями по предметам; 16% умеют полноценно использовать компьютер в учебном процессе, а 45% учителей имеют только самый элементарный уровень компьютерной грамотности.
Для столицы с ее высокими требованиями к преподавательскому потенциалу это категорически неприемлемо.
По словам акима Астаны, в течение нового учебного года во всех школах будут организованы курсы по повышению уровня компьютерной грамотности для всех учителей города, а в конце учебного года будет проведена аттестация преподавателей на проверку навыков работы с компьютером и интернетом.
В целом каждой отрасли свойственен период запаздывания, то есть промежуток времени между появлением идеи и ее внедрением в жизнь. В аграрную эпоху период запаздывания исчислялся веками. В индустриальную эру перемены происходили примерно каждые 50 лет. В эпоху информации перемены происходят каждые полгода.
Если рассмотреть периоды запаздывания конкретных индустрий и сфер в наше время, то происходит следующее: в индустрии высоких технологий этот период составляет 18 месяцев, в автомобилестроении – 25 лет, в сфере государственного управления – 35, а в образовании – 50 лет. Образование имеет второй по продолжительности период запаздывания среди всех сфер деятельности, чем и объясняется недовольство всего мирового сообщества.
«Тем более сложной является задача, стоящая перед нашими учителями, которые должны воспитывать человека совершенно новой формации – человека прагматичного, глубоко духовного и в то же время способного адаптироваться в быстро меняющемся технологическом мире. То есть, перефразируя слова Конфуция, учитель должен постигать новое, лелея старое. И только тогда он может быть Учителем», – говорит Имангали Тасмагамбетов. Постоянное самообразование, применение инновационных технологий в образовательных процессах, расширение граней профессионального мастерства – единственный путь, который позволит учителю соответствовать высоким стандартам современности.
Г-н Тасмагамбетов сформулировал критерии успешного педагога. «В странах, где информационные технологии проникли во все сферы общественной жизни, очень четко сформулированы конкурентные преимущества учителей XXI века. Вы успешный современный педагог, если: на своих уроках просите включить своих учеников смартфоны перед началом урока, потому что планируется их использовать; требуете использовать различные интернет-источники для их исследовательских проектов, которые являются достоверными и подтвержденными самими преподавателями; ваши ученики работают над совместными проектами с учениками из других стран; вы ежедневно сообщаете о происходящем в школе в своем блоге; осознавая важность профессионального развития, читаете блоги, присоединяетесь к сетевых сообществам, шлете твиты, участвуете в обсуждениях, делитесь учетными планами с коллегами из других стран; просите своих учеников изучить литературного героя или историческую личность, и они от его имени создают профиль в соцсетях; приглашаете своих учеников в Лувр, не выходя из класса; благодаря интернету демонстрируете оригинальные и лучшие работы своих учеников всему миру», – перечислил он.