USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96661.60$
-417.900

Автогражданка: реформа неизбежна

Реформирование системы ОСАГО вновь всколыхнуло обсуждение проблем казахстанской автогражданки

Share
Share
Share
Tweet
Share
Автогражданка: реформа неизбежна- Kapital.kz

Прошедшее в Российской Федерации реформирование системы ОСАГО вновь всколыхнуло обсуждение накопившихся проблем казахстанской автогражданки. По мнению профучастников, система ОГПО ВТС (обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств) пока со своими обязанностями справляется, однако она уже серьезно устарела и ее пора приводить в соответствие с современными реалиями. О единой системе оценки ущерба при ДТП, необходимости повышения страховых тарифов и лимитов ответственности «Капитал.kz» поговорил с участниками рынка.

Система обязательного страхования ответственности автовладельцев доказала свою жизнеспособность и полезность, считают страховщики. По их мнению, закон прекратил дорожный беспредел 90-х годов, когда материальные споры между автолюбителями решались по дорожным «понятиям» – часто потерпевшие оставались без денег. «На практике многие убедились, что выплаты производятся, причем в реальных размерах, действует механизм прямой выплаты, есть инструменты воздействия на страховщиков, свою эффективность показал институт омбудсмена. Также была отлажена работа ЕСБД, на базе которой применяется система «бонус-малус», – говорит председатель правления АО «СК «Kompetenz» Талгат Усенов.

Действительно, автогражданка позволила упорядочить дорожные отношения, однако ее сегодняшнюю эффективность страховщики в целом оценивают невысоко: кто-то – на тройку, кто-то – на четверку по пятибалльной шкале. Самый главный недостаток – долгая и сложная процедура получения выплат клиентами. Разговоры о введении системы европротокола долгие годы так и остаются разговорами. Небольшие ДТП водители предпочитают «разводить» самостоятельно, что, с одной стороны, экономит деньги страховщикам, с другой – не прибавляет популярности страховым услугам.

В законе, основная часть которого писалась еще в 90-х годах, слишком много завязано «на бумагу», а вот возможности интернет-технологий практически не используются. А ведь возможность быстрее заключать договор и оперативно урегулировать страховые случаи уже есть. «Нужно внедрение оформления полисов страхования через интернет, полностью исключающее необходимость наличия подписи страхователя. Ведь если страхователь уже подтвердил и оплатил, то зачем нужно требовать его подпись на полисе? Тем более это обязательный вид страхования и все условия установлены законодательством», – продолжает Талгат Усенов.

Кроме того, страховщики предлагают исключить обязательное обращение к независимому оценщику, а использовать единые и прозрачные IT-программы для определения размера ущерба. Речь идет о системе оценки стоимости восстановительного ремонта транспортных средств, которая включает электронный сборник руководств с нормативами по ремонту технических средств завода-изготовителя. Это, считают они, экономит время и деньги, а также минимизирует спорные ситуации.

Также, по мнению страховщиков, недостаточно используются возможности единой страховой базы данных (ЕСБД). Во-первых, клиентам раз за разом приходится собирать документы для страховых компаний, хотя в ЕСБД вся информация уже имеется. Во-вторых, недостаточно эффективно анализируются уже имеющиеся данные. «Требуется модернизация и ЕСБД, основной функцией которой является борьба с мошенничеством, прописанная в законе. Свою функцию для расчета системы скидок и надбавок «бонус-малус» она выполняет, однако работа с мошенничеством практически не ведется», – рассказывает первый заместитель председателя правления СК «Коммеск-Өмiр» Владимир Акентьев.

Немало вопросов порождают и тарифы в разрезе регионов. Дело в том, что они достаточно сильно разнятся между Алматы и другими регионами. Например, базовый коэффициент в Таразе равен 1, а в Алматы – 2,96. В итоге получается, что страховка на автомобиль, зарегистрированный в Алматы, выходит в 3 раза дороже, чем в Таразе, а работают в Алматы автолюбители из разных регионов. В компании «Коммеск-Өмiр» считают, что имеет смысл привязать полис не к месту регистрации автомобиля, а к месту постоянного проживания или месту работы страхователя.

Кроме того, в СК «НОМАД Иншуранс» считают, что территориальные коэффициенты, которые в последний раз пересматривались в 2010 году, необходимо отслеживать и корректировать гораздо чаще. «Изменения территориальных коэффициентов должны производиться исходя из анализа убыточности конкретного региона. На сегодняшний день уже существует подобная статистика. В некоторых областях коэффициенты необходимо снизить, а в некоторых – приподнять. Нужно пересмотреть систему постановки тарифов для регионов исходя из анализов и статистики – пересматривать с определенной периодичностью, к примеру, один раз в два-три года», – говорит начальник юридического управления АО «СК «НОМАД Иншуранс» Светлана Лебедева.

Также в компании «НОМАД Иншуранс» отмечают несправедливость при покупке полисов казахстанскими и российскими водителями на границе. «Необходимо повысить тарифы на временный въезд, так как, во-первых, казахстанцы, въезжая, например, на территорию России, оплачивают в десятки раз больше, чем россияне, посещающие Казахстан на таких же автотранспортных средствах. Во-вторых, стоимость полиса, выписанного страхователю на временный въезд, не окупает даже обслуживание агентской точки, а ответственность по договору страховщик должен возмещать в полном объеме», – говорят сотрудники компании.

Между тем в вопросе пересмотра лимитов ответственности мнения страховщиков разделились. Одни считают, что нынешние условия страхования вполне адекватны сегодняшним реалиям. По статистике, для 95% аварий установленных законом лимитов ответственности хватает. Другие считают, что в случаях, когда Daewoo въезжает в Bentley, существующего страхового покрытия в 600 МРП может не хватить. «Лимит ответственности в размере чуть более 1 млн тенге по одному объекту третьего лица в нынешних условиях, когда рядом с дорогами расположено немало дорогостоящих объектов и по ним перемещаются недешевые автомобили, просто не выдерживает никакой критики. В Европе, например, требуемый лимит ответственности равен 5 млн евро. Конечно, эти нововведения вызовут повышение тарифов и размеров страховой премии. Зато клиент получит качественно новую услугу и более полную защиту», – рассуждает Талгат Усенов.

В целом пока сложно спрогнозировать, когда и какие поправки превратятся из предложений в букву закона. Страховщики считают, что это вопрос не такого уж далекого будущего. Проблемы автогражданки уже слишком явны, а это значит, что в парламенте и правительстве на них скоро обратят внимание.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.