Минск вынужденно пошел на попятную в попытке оградить страну от импорта, прежде всего украинского. Постановлением от 24 июля правительство Беларуси отменило требование о лицензировании поставок товаров из стран - членов Договора о зоне свободной торговли (ЗСТ) СНГ.
Напомним, с 1 мая 2014 года Совмин РБ ввел разовые лицензии на импорт пива из-за границ Таможенного союза, а с 1 июня – на импорт кондитерских и макаронных изделий, листового стекла, стеклотары и цемента. Причем потенциальных поставщиков обязали согласовывать с госорганами РБ минимальные предельные отпускные цены на товар, что сразу повысило их в разы.
Как пояснил пресс-секретарь МИДа РБ Дмитрий Мирончик, постановление о лицензиях было принято правительством «в целях недопущения ущерба национальным производителям от товаропотоков, поступающих в Беларусь по серым схемам, их легализации и наведения порядка с ценообразованием». Теперь это якобы не актуально.
«На протяжении апреля – июля в постоянном режиме осуществлялся мониторинг ситуации с доступом лицензионных товаров, особенно происходящих из стран СНГ, с которыми у нас подписаны соглашения о свободной торговле. Его результаты свидетельствуют об исправлении негативных тенденций, которые имели место на внутреннем рынке на момент принятия постановлений. Таким образом, отпала необходимость в лицензировании товаров, поступающих к нам из стран, подписавших Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года», – прокомментировал представитель МИДа досрочную отмену ограничения для стран ЗСТ.
Наказали асимметрично
На самом деле, задний ход стал реакцией на действия Украины. Именно она больше всех пострадала от мер Минска против импорта. Если украинские пивовары еще смогли согласовать цены на свою продукцию, смирившись с искусственным подорожанием пива, то кондитерам найти консенсус не удалось, и в середине июня ассоциация «Укркондпром» объявила о полной приостановке экспорта сладостей в Беларусь.
Как рассказывал тогда председатель ассоциации Александр Балдынюк, госорганы РБ потребовали от украинских производителей повысить цены на 30-500%, и это лишило поставки экономического смысла. Из-за остановки реализации в белорусском направлении Украина готовилась до конца 2014 года потерять 130 млн гривен. Чтобы повлиять на эту ситуацию, г-н Балдынюк обратился в Минэкономразвития Украины с просьбой провести антидискриминационное расследование и наказать Минск асимметрично – запретить поставки белорусского молока.
По результатам расследования Киев поступил иначе: ввел не запрет, но спецпошлины, зато сразу на ряд белорусских товаров как ответ «на дискриминационные и недружественные действия Беларуси». Согласно двум решениям Межведомственной комиссии по международной торговле, опубликованным 16 июля, ввозные пошлины в размере 55,29% вводятся на поставки из Беларуси кондитерской и молочной продукции, электрических ламп, минеральных удобрений и холодильного оборудования. Импорт белорусского пива, резиновых шин и некоторой другой номенклатуры холодильного оборудования облагается пошлиной 60,05%. Срок действия пошлин – до 31 декабря 2016 года. До сих пор ставки были нулевыми, так как страны входят в зону свободной торговли.
Хотя главной статьи белорусского экспорта в Украину – нефтепродуктов – в «черном списке» нет, запретительные пошлины на перечисленные товары могут серьезно сказаться на и без того плачевном внешнеторговом балансе РБ. Оценить возможные потери республики можно исходя из статистики по экспорту. За первые четыре месяца 2014 года Беларусь поставила в Украину холодильников на $5 млн, резиновых шин – на $4,7 млн, попавших в опалу наименований молочной продукции – на $6,9 млн. Калийных удобрений за 5 месяцев текущего года Украине продано на $4 млн. Кондитерские изделия и пиво – позиции менее серьезные, по каждой из них за 4 месяца не набралось и миллиона долларов, но в условиях дефицита платежного баланса и эти валютные крохи для Беларуси жизненно важны.
Санкции подвигли к диалогу
Поэтому неудивительно, что на решение Киева Минск отреагировал моментально. В тот же день, когда объявили о спецпошлинах, МИД РБ выступил с заявлением о том, что «принял к сведению» намерение украинских партнеров. При этом во внешнеполитическом ведомстве «не могут согласиться» с мотивацией Киева, так как Беларусь не вводила лицензирование специально в отношении Украины, оно «распространено на неопределенный круг стран», а кроме того, мера принята всего на 6 месяцев.
Решения Межведомственной комиссии по международной торговле вступают в силу не сразу, а через 10 дней после опубликования. Оставшееся до 26 июля время Минск обещал использовать «для урегулирования имеющихся у сторон разногласий в режиме непосредственного диалога».
И он его использовал. Первые консультации с украинскими экспертами прошли в Минске уже 18 июля. А за день до того, как спецпошлины должны были заработать, МИД РБ объявил о вышеупомянутой отмене лицензирования для стран-членов ЗСТ СНГ.
Очевидно, что под партнерами по СНГ имеются в виду не члены Таможенного союза, не Армения, Кыргызстан или Узбекистан, которые и не почувствовали этого лицензирования, а прежде всего Украина.
Восстановив соседку в правах, Беларусь теперь выдвигает Украине встречное предупреждение. «Мы ожидаем, что Украина обеспечит доступ белорусских товаров на свой рынок в режиме, установленном Договором о зоне свободной торговли, оперативно отменив соответствующие решения Межведомственной комиссии, – говорится в заявлении белорусского МИДа. – В том же случае, если украинские решения вступят в силу, мы вынуждены будем принимать меры адекватного реагирования. Хотя надеемся, что по негативному сценарию события развиваться не будут, поскольку это не соответствует духу и уровню взаимодействия между нашими братскими странами».
Вступили ли украинские решения в силу, до сих пор не понятно. От официальных комментариев и Киев, и Минск воздерживаются, а белорусские экспортеры на запретительные пошлины пока не жалуются.
Минск попросят присоединиться
Не исключено, что между столицами идут сложные переговоры – не собственно о лицензиях и пошлинах, а в целом о дальнейшей судьбе торговых отношений Беларуси и Украины в условиях торговых санкций Кремля против Киева.
Как известно, под предлогом нарушения санитарных и прочих производственных норм Россия с 28 июля запретила поставки молочной продукции из Украины, днем позже вступил в силу запрет на овощные, фруктовые и рыбные консервы. На очереди – кондитерские изделия.
С 8 июля Украину ограничили в поставках говядины, такие же меры приняты и в отношении Молдовы. Последней, кроме того, с 21 июля запрещено продавать России плодоовощную продукцию. Эксперты называют эти меры следствием подписания Украиной и Молдовой соглашения об ассоциации с ЕС.
В конце июня на заседании Евразийской экономической комиссии России не удалось согласовать резолюцию об изменении режима для украинских товаров, так как Казахстан и Беларусь высказались против. Как заявил тогда вице-премьер РБ Сергей Румас, пока сложно оценить угрозу для экономики стран-участниц Таможенного союза, а значит, нет никакой необходимости столь срочно принимать подобные решения.
Однако если Москве удастся вытолкнуть Киев и Кишинев из зоны свободной торговли, Астане и Минску придется присоединиться к заданному курсу. Как заявил в начале июля первый вице-премьер России Игорь Шувалов, Молдова может быть исключена из договора о зоне свободной торговли СНГ в соответствии со статьей 62 Венской конвенции о праве и международных договорах, которая ссылается на коренное изменение обстоятельств как основание для прекращения или приостановки действия договора.
В то же время есть информация о том, что Минэкономразвития РФ подготовило несколько вариантов защиты от товаров из Украины и Молдовы в ответ на их проевропейский выбор.
Один из них – применить 6-е приложение к договору о зоне свободной торговли СНГ, согласно которому страны – участницы ЗСТ могут устанавливать ненулевые ставки таможенных пошлин в страны зоны, если в результате произошел существенный рост импорта зарубежных товаров в одну из стран. Другой вариант – приостановить действие договора о ЗСТ для «непокорной» страны, доказав, что она нарушила договор или произошли изменения, в корне меняющие ситуацию, при которой договор был подписан.
В общем, все идет к тому, что Россия может потребовать от партнеров по таможенной «тройке» принять аналогичные суровые меры в отношении украинской и молдавской продукции – во избежание проникновения ее на российский рынок. На этот случай Минску и пригодятся решения Украины о спецпошлинах: угрозу национальным интересам Беларуси от ссоры с Киевом можно будет использовать как аргумент в споре с Москвой.
Признаки давления на Минск подчас проявляются самым неожиданным образом. Например, на сайте Россельхознадзора 29 июля появился пресс-релиз о ходе телефонных переговоров заместителя руководителя Россельхознадзора Евгения Непоклонова с главным госветинспектором РБ Юрием Пивоварчиком. В нем утверждается, что г-н Пивоварчик якобы выразил готовность ужесточить контроль за украинской молочной продукцией и пообещал рассмотреть вопрос о присоединении к ограничительным мерам РФ в части молока и мяса.
Примечательно, что белорусская сторона ни словом не обмолвилась о переговорах с Россельхознадзором на столь щекотливую тему. В Департаменте ветпроднадзора МСХ РБ вообще не принято обнародовать внутреннюю кухню, так что пресс-релиз Россельхознадзора выглядит откровенным нажимом.
И это, похоже, только начало передела рынков в условиях новой политической реальности на постсоветском пространстве.