В Беларуси готовится проект государственного решения, согласно которому с 1 июля планируется установить исключительное право государства на ввоз товаров, аналоги которых производятся в стране.
Разработчики документа намерены предоставить сроком на полгода статус специмпортера 12 промышленным предприятиям, в том числе открытым акционерным обществам «Минский автомобильный завод» (МАЗ), «Минский тракторный завод» (МТЗ), «Белшина», «Горизонт», «Атлант», «Гомсельмаш», и некоторым другим.
Так, МАЗу будет предоставлено исключительное право ввоза в Беларусь всех автомобилей, в том числе легковых, как из стран дальнего зарубежья, так и из России и Казахстана. Аналогично МТЗ будет выступать специмпортером сельхозтехники и оборудования, «Гомсельмаш» – комбайнов, «Горизонт» – бытовой техники, радио-, теле- и видеоаппаратуры, «Атлант» – холодильников и стиральных машин. Исключительное право государства правительство также собирается установить на импорт подшипников, станков, шин и других видов товаров.
В Минпроме РБ не скрывают, что документ нацелен на поддержку белорусских производителей промышленных товаров, а также на сокращение потребительского импорта. «Это повод для торговых сетей повернуться лицом к товарам белорусских производителей, которые по качеству никоим образом не уступают сегодня импортным аналогам», – так прокомментировали в ведомстве озвученные СМИ опасения, что новые меры принесут ущерб крупным ритейлерам бытовой техники и электроники.
Промышленность дает сигнал SOS
Запретить потребительский импорт – голубая мечта белорусского правительства, которому надо отвечать за провалы в промышленном производстве и внешней торговле.
За четыре месяца белорусской промышленности не удалось достичь уровня прошлого года. Падение производства в январе – апреле 2014 года по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом составило 2,4%, причем в 2013 году тоже наблюдался спад. Складские запасы, наоборот, растут: на 1 апреля они достигли 83,5% от среднемесячного объема промпроизводства.
Особенно много нереализованной продукции легпрома. По текстильной и швейной продукции на 1 мая 2014 года складские запасы составляли 214% к среднемесячному объему производств, обуви и изделий из кожи на складах скопилось в 3,6 раза больше, чем страна производит за месяц. Оно и неудивительно: белорусский ширпотреб мало того что зачастую немодный, так еще и очень дорогой. Три доллара – начальная розничная цена для обычных трусов белорусского производства, а верхний ценовой предел лучше и не знать.
Сальдо внешней торговли товарами у Беларуси глубоко отрицательное: минус $391,4 млн за четыре месяца. «Результаты прошлого года и четырех месяцев текущего свидетельствуют о том, что традиционная модель развития промышленного комплекса исчерпала себя», – подвел неутешительный итог на заседании Совмина в мае премьер-министр РБ Михаил Мясникович и прописал стране «решительные меры по оздоровлению и глубокой реструктуризации промышленного комплекса».
Но как спасать великана, никто не знает. Как признался премьер, вариантов исправления ситуации в промышленности нет ни у Минэкономики, ни у Минпрома. Единственное, на что хватает фантазии у власти – это всеми силами ограждать отечественную промышленность от зарубежной конкуренции. За последние месяцы правительство предприняло целую серию защитных мер.
От носков до холодильника
Несмотря на активное сопротивление рыночных торговцев, им все-таки запретили торговлю без сопроводительных документов, подтверждающих приобретение всех реализуемых товаров. Соответствующий указ Александра Лукашенко вступит в силу с 1 июля. С этого дня без документов предприниматели смогут продать только остатки ранее ввезенных и официально задекларированных товаров – переходный период для данной категории ассортимента продлится до середины 2015 года. Весь же новый товар должен иметь соответствующие бумаги, которых белорусским ИП, закупающимся на московских оптовых рынках, никто не дает.
Ранее эта инициатива власти преподносилась как забота о потребителе и прикрывалась требованиями техрегламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности», в соответствии с которым каждая пара носков на прилавке должна быть проверена и сертифицирована. Однако потом все свелось к товаротранспортным накладным: качество вещей они не подтверждают, зато добыть их почти так же сложно, как сертификаты. Что и требуется для сокращения импорта.
Тех ИП, кого президентский указ не убьет, должны добить ассортиментные перечни Минторга, согласно которым продавцов обяжут выставлять на прилавках отечественные аналоги импортных товаров.
Но, похоже, борьба с импортом идет даже там, где она не объявлена. В последний месяц Госстандарт РБ активно проводит проверки сертифицированной продукции в торговой сети страны.
Так, в одном минском торговом доме инспекторы изъяли партию ясельных полуботинок, выпущенных в Китае под контролем российской торговой марки «Котофей». Обувь имела российский сертификат соответствия требованиям техрегламента ТС «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», но, как заявил Госстандарт, на деле ему не соответствовала.
«Этот документ не допускает использования в обуви для детей ясельного возраста и малодетской обуви подкладки из текстильных материалов, содержащих более 20% химических волокон. По результатам испытаний названных полуботинок этот показатель составил 100%, что превысило допустимую норму в пять раз», – объяснили проблему чиновники.
Последствия для торговцев наступили самые строгие: полуботинки запрещены к продаже, белорусскому поставщику грозит штраф, а на торговый дом заведено административное дело.
В другом торговом центре контролеры обнаружили сертифицированные, но некачественные холодильники «Индезит» российской сборки.
«Так, устройство крепления сетевого шнура не было зафиксировано надлежащим образом, – перечислил изъяны Госстандарт. – При испытаниях его повреждение произошло уже после трехкратного приложения тянущего усилия вместо 25-кратного, предусмотренного стандартом. Монтаж и крепление сетевого шнура не обеспечивали надежность заземления холодильника, то есть не была исключена возможность поражения электрическим током при использовании прибора».
Кроме того, специалистам не понравились острые кромки на заправочных трубках мотор-компрессоров. В результате холодильники изъяли, торговый центр обязали организовать возврат потребителями уже проданной продукции, материалы об административном правонарушении передали в суд.
Украинским кондитерам несладко
Наконец Беларусь начала пожинать плоды введенного в мае-июне лицензирования импорта ряда потребительских товаров. Это, напомним, пиво, кондитерские и макаронные изделия, цемент, стекло и стеклотара – с реализацией их отечественных аналогов белорусская экономика терпит фиаско. Так как положение о разовых лицензиях касается только поставок из-за пределов территории ТС, главной жертвой этого внешнеторгового щита стала Украина – второй после России поставщик в Беларусь пива и кондитерских изделий.
Так, остатки украинского пива стремительно исчезают с белорусских прилавков. Как заявили украинские пивовары, им не удалось согласовать с Белгоспищепромом минимальные предельные цены на свою продукцию, и, соответственно, импортеры не получили лицензию. О том, какой нижний ценовой лимит установила белорусская сторона, не сообщается, но можно предположить, что высокий, раз украинцы посчитали его неприемлемым. Понятно, если бутылка «Оболони» в магазине будет стоить $2-3, это будет равносильно ее отсутствию.
О приостановке поставок кондитерских изделий в Беларусь на днях объявила ассоциация «Укркондпром». По словам руководителя ассоциации Александра Балдынюка, белорусские чиновники в качестве условия получения импортных лицензий требуют от производителей значительного завышения цен на сладости – в диапазоне от 30% до 50% от цен производителя, – что «практически полностью исключает их реализацию белорусским потребителям».
По подсчетам ассоциации, «указанные недружественные и дискриминационные действия со стороны Беларуси нанесут украинскому государству значительный ущерб, который, с учетом падения начислений налога на прибыль, сокращения валютной выручки, сокращения рабочих мест в кондитерской отрасли и в смежных сахарной, мучной, крахмало-паточной, упаковочной, масложировой, молочной и других отраслях, снижения отчислений в фонды оплаты труда и т. д., до конца 2014 года составит 130 млн гривен».
Собственно этого – не ущерба Украине, конечно, а исчезновения украинских конфет и пива с белорусских прилавков – Минск и добивается. А также, по возможности, импортной одежды, бытовой техники и даже автомобилей. Это позволит неконкурентной белорусской промышленности протянуть еще какое-то время за счет внутреннего потребителя, а правительству – поколдовать с финансовыми показателями.