Прошедшая в этом году девальвация ставит жесткие вопросы производителям, продавцам и потребителям. И в качестве примера можно рассмотреть трудности, с которыми сталкиваются компании, продающие одежду моно- и мультибрендов.
Девальвация сказалась на покупательной способности, а одной из статей сокращения расходов стала одежда. Причем розница, ориентирующаяся на средний класс, пострадала больше рынков. Музаффар Мадалиев, директор по развитию бизнеса в компании UnionSpace (бренды MEXX, NewYorker, NafNafи т.д.), отмечает, что спад продаж наметился еще осенью с ростом курса доллара, а в первом квартале текущего года показатели упали на 40% относительно прошлого года. Более того, среди ритейлеров этого уровня есть ожидание, что в 2014 году они не получат прибыли. Целевая аудитория брендовой одежды уходит в эконом-класс, поскольку цена становится наиболее важным критерием.
Генеральный директор российской компании PROfashionConsulting Андрей Бурматиков склонен проецировать тренды, присущие России, казахстанскому рынку. Он отмечает, что сейчас повторяется ситуация 2008 года, когда Россия также испытывала давление со стороны западных стран, а мировая экономика испытывала большие трудности. Основные проблемы тогда начались лишь на следующий год, когда созрели все негативные тенденции, общее снижение в разрезе модной одежды составило 18%, а рост начался только через год. Эксперт полагает, что и казахстанские компании столкнутся с основными проблемами лишь в 2015 году, когда будет наибольшее проседание рынка, а затем начнется постепенное восстановление.
Другой проблемой для компаний является стоимость аренды торговых площадей. Fashion buyer сети бутиков Savage Лилия Рах утверждает, что всем участникам рынка нужно «начать ходить по земле» и адекватно расценивать возможности друг друга. «Почему администрация всех ТРК проиндексировала стоимость аренды в соответствии с девальвацией? Они-то как привязаны к курсу доллара? Почему наша доходность должна падать, а у них нет?» – эти вопросы, озвученные г-жой Рах, могли бы задать все ритейлеры.
Чем эта ситуация интересна? То, что до сих пор возможна ситуация, когда ТРЦ и ритейлеры повышают цены, но продукция по-прежнему пользуется спросом, показывает, что некий резерв покупательной возможности еще есть. В среднесрочной перспективе, вероятно, будет нащупана некая точка равновесия, когда потребители не смогут платить больше. Этому отчасти будет способствовать дальнейшее ослабление тенге. Но если при этом будут появляться новые торговые площади, а также новые продавцы, то эта конкуренция будет вести к снижению цен и оздоровлению рынка.
Уже сейчас у ритейлеров появляются новые конкуренты в виде интернет-магазинов. Генеральный директор казахстанской сети магазинов детской одежды «Мимиорики» Инна Апенко отмечает, что в Европе уже 20% одежды продается онлайн. «Пока в Казахстане интернет-торговля представлена слабо, однако компании вкладывают деньги в свои виртуальные представительства. Правда, пока они не приносят прибыли, поэтому компании дотируют их из дохода обычных магазинов, однако они делают это, поскольку когда настанет эра интернет-торговли, времени раскачиваться не будет. Либо вы уже есть на этом рынке, либо нет», – добавляет г-жа Апенко.
Генеральный директор интернет-магазина Lamoda.kzАлексиос Шо указывает, что в Казахстане есть все условия для того, чтобы онлайн-продажи составили конкуренцию обычной торговле. «На сегодняшний день у нас около 200000 клиентов по всему Казахстану. Средний чек с 20000 понизился до 15000 тенге. Это говорит о том, что наша целевая аудитория увеличилась. Географически, экономически, по возрасту клиенты становятся все разнообразнее. Мы видим, что все больше заказов делают жители регионов, все больше клиентов студенческого и пенсионного возрастов», – рассказывает представитель Lamoda.kz. Интересно, что девальвация никак не сказалась на показателях компании, что очень контрастно смотрится на фоне общей картины.
Экономические трудности типа девальвации действительно дают возможности для новых игроков и оздоравливают рынок. И чувствительные к уровню потребления отрасли (торговля одеждой, например) являются хорошим индикатором, благодаря им можно отслеживать общее состояние экономики.