Власти отменили требование получать паспорта и удостоверения личности непосредственно в месте прописки гражданина. Это облегчит заботы казахстанцев, которые потеряли, испортили или просрочили срок действия документов. Им не нужно ехать к месту прописки.
На прошлой неделе пресс-служба Агентства РК по связи и информации озвучила хорошую новость: отныне казахстанцы смогут получать паспорта и удостоверения личности в любом ЦОНе страны, без привязки к месту прописки.
Теперь для получения паспорта и удостоверения личности достаточно прийти в любой ЦОН, вне зависимости от места прописки и проживания, и подать заявление на оформление новых документов. «Этот механизм активно прорабатывался совместно с МВД в течение последнего года. Сегодня все вопросы урегулированы, и сотрудники миграционной полиции, находящиеся в ЦОНах, начали принимать от клиентов заявки на получение паспортов и удостоверений, независимо от их места прописки. Это позволит гражданам сохранить свое время и избежать расходы на поездку в другой регион или населенный пункт», – пояснил директор Департамента по развитию электронных услуг и центров обслуживания населения Аблайхан Оспанов .
Он также сообщил, что ведомство прорабатывает с госорганами возможность оказания услуг без привязки к месту жительства клиента и к другим популярным среди населения государственным услугам. По информации РГП «ЦОН», с начала 2014 года в ЦОНах услугой документирования воспользовалось более 600 тыс. человек.
«Теперь, к примеру, если вы проживаете в Актобе или в любом другом населенном пункте, но находитесь в Алматы, вам не нужно возвращаться в свой город, чтобы получить паспорт или удостоверение личности. Подать заявку на документы вы можете в ближайшем ЦОНе», – пояснил генеральный директор РГП «ЦОН» Мурат Айтуганов.
В агентстве пояснили, что получить новые документы, удостоверяющие личность, граждане смогут без привязки к месту жительства в случаях перемены ФИО, порчи документов, утери паспорта, истечения срока действия документов. В случаях, когда требуется проведение дополнительной проверки и вынесение заключения, документирование по экстерриториальному принципу не производится. Изготовленные документы заявители получают непосредственно по месту их оформления.
Тема актуальная
В принципе, то, что отныне граждане Казахстана могут получать документы, удостоверяющие личность, везде, уже хорошо.
Это, в первую очередь, связано с довольно активной внутренней миграцией.
Так, еще летом 2010 года тогдашний министр труда и социальной защиты населения Гульшара Абдыкаликова заявила, что «в процесс внутриобластной и межрегиональной миграции за 20 лет оказались включены более пяти миллионов человек». Уже к тому времени численность внутренних мигрантов стабилизировалась на уровне 300 тыс. человек в год.
«Основная часть внутренних мигрантов – это сельское население. Анализ показывает, что внутренние мигранты имеют весьма низкие адаптационные возможности и их перемещение преимущественно происходит стихийно», – отметила тогда глава Минтруда.
Есть и другие данные, свидетельствующие об активной внутренней миграции населения. Так, по данным Агентства РК по статистике, в среднем, за 1999-2013 годы количество межрегиональных мигрантов составило 141,7 тыс. человек, количество региональных мигрантов – 170,371 тыс. человек.
При этом ежегодный рост региональной миграции составляет 3,2%.
Внутренняя миграция в Казахстане характеризуется интенсивным переселением экономически активного населения из сел и экологически неблагополучных регионов в регионы с более благоприятной экономической ситуацией, увеличивая тем самым долю трудоспособного населения в принимающих регионах. Основными центрами притяжения миграционных потоков являются два города республиканского значения – Астана и Алматы, а также западный регион Казахстана.
В 2013 году сальдо межрегиональной миграции в городах по республике составило 9,224 тыс. человека, причем положительное сальдо было выявлено лишь в четырех регионах республики – г. Астана (16,464 тыс. человека), г. Алматы (15,754 тыс. человека), г. Павлодар (299 человек), г. Актау (96 человек). Наибольшее отрицательное сальдо миграции в сельской местности отмечается в Южно-Казахстанской (-4,923 тыс. человека), Жамбылской (-4,294 тыс. человека), Северо-Казахстанской (-2,122 тыс. человека) и Восточно-Казахстанской (-2,108 тыс. человек) областях.
Естественно, многие из них удовлетворены тем обстоятельством, что в случае смены ФИО, порчи документов, утери паспорта, истечения срока действия документов им не нужно ехать домой, а всего лишь надо подать заявление в ближайший ЦОН.
Прописка как анахронизм
По большому счету, действия властей по либерализации порядка получения документов имеют прямое отношение к институту прописки. Во времена СССР она позволяла привязать гражданина к определенному месту, а любое передвижение строго отслеживалось.
С момента развала СССР институт прописки стал терять свою актуальность.
В Казахстане институт прописки был заменен на институт регистрации, которая допускается в жилых помещениях и помещениях, приспособленных для жилья. Также граждане Казахстана могут зарегистрироваться у работодателя или в органах юстиции. На деле же такая норма не работает, к тому же она является серьезным препятствием для уплаты налогов и оформления документов гражданами, прибывающими в другие регионы страны с целью работы.
Граждане не имеют права жить без регистрации, в противном случае это влечет предупреждение или штраф в размере до пяти месячных расчетных показателей. Зачастую люди из бедных регионов, прибывшие в поисках работы в столицы, оказываются без регистрации, что ограничивает их права и права их детей на образование и получение медицинского обслуживания.
Отныне все эти нормы станут неактуальными.
Главное, чтобы Казахстан не вернулся к нормам, которые приняты в соседнем Узбекистане. Так, Узбекистан унаследовал от советских времен институт прописки и сделал столицу Ташкент «закрытым» городом, а граждане, родившиеся в других городах Узбекистана, не имеют права проживать в столице без разрешения специального правительственного комитета. Поэтому люди из бедных регионов, прибывшие в поисках работы в Ташкент, оказываются без законного статуса, что ограничивает их права и права их детей на образование и получение медицинского обслуживания.