Процесс приема-передачи пенсионных активов и обязательств уже завершился. Но пока частные накопительные пенсионные фонды (НПФ) находятся в подвешенном состоянии. На сегодня открыты следующие вопросы: на основе каких критериев будет происходить отбор НПФ, чтобы они смогли работать как управляющие компании и входит ли в целом в новые планы регулятора оставить частных управляющих. Ранее регулятор не обещал «манны небесной» от объединения НПФ, и пока утверждение главы Нацбанка сбывается. Между тем накопления вкладчиков съедаются – в марте госфонд получил инвестиционный убыток.
Три НПФ снова подтвердили намерение остаться
В конце марта 2014 года активы последнего пенсионного фонда были переведены в Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ). Большинство НПФ прошли два этапа приема-передачи пенсионных активов и обязательств. Это НПФ «Республика», НПФ «Отан», НПФ «Капитал», НПФ «Атамекен», НПФ «Астана», НПФ «НефтеГаз-Дем», НПФ «Грантум». У остальных фондов второй этап, согласно графику, завершится позже: у НПФ «УларУмит» – 3 июня 2014 года, «НПФ Народного банка Казахстана» – 26 июня 2014 года. Пенсионные фонды постепенно сдают свои старые лицензии, но пока не получают новые – тендер по выбору управляющих для управления накоплениями вкладчиков пока не был проведен. В конце февраля 2014 года было прекращено действие лицензий НПФ «Капитал», 29 апреля 2014 года сдал свои лицензии НПФ «Республика». Так, фондами были сданы две лицензии: «на право осуществления деятельности по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат» и на «право осуществления деятельности по инвестиционному управлению пенсионными активами». Тогда корреспондента делового издания «Капитал.kz» в НПФ «Капитал» и НПФ «Республика» уведомили, что эти фонды намерены остаться на рынке и работать как управляющие компании. Один из крупнейших фондов недавно снова подтвердил свои планы о том, что он не планирует покидать пенсионный сектор. «НПФ «Народного банка Казахстана» хотел бы остаться на рынке, однако это требует принятия соответствующих решений на уровне Нацбанка РК и других госорганов, для того чтобы позволить ЕНПФ передавать часть активов под управление частным управляющим компаниям. Надеемся, что Нацбанк РК и другие госорганы рассмотрят предложение нашего фонда остаться. Это просьба не только «НПФ «Народного банка Казахстана», а всего рынка. Мы надеемся, что она будет положительно рассмотрена», – заявил в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» заместитель председателя правления «Народного банка» Даурен Карабаев.
В интервью г-н Карабаев отметил, что «НПФ «Народного банка Казахстана» пока не сдал свои лицензии. «Лицензии, выданные ранее нашему фонду, еще действуют. Это связано с тем, что фонд пока находится в процессе передачи архивов и досье вкладчиков. Мы только передали пенсионные активы и счета вкладчиков в электронной форме. После того как будет передана ретроспективная информация по вкладчикам, то согласно процедуре фонд сдаст свои лицензии», – отметил банкир.
Регулятор может жестко ограничить число управляющих
Сколько пенсионных фондов смогут остаться на рынке, предположить сложно. Пока же, по обнародованным ранее правилам, на пенсионном рынке смогут работать не все желающие НПФ. Напомним, что в конце августа 2013 года были утверждены «Правила выбора управляющих инвестиционным портфелем, включая требования к ним, при поручении им совершать действия, необходимые для управления пенсионными активами ЕНПФ». Данные правила были утверждены постановлением правления Нацбанка РК.
Как следует из этого документа, к участию в тендере по выбору управляющей компании допускаются претенденты, соответствующие определенным требованиям. Одним из критериев, который регулятор установил для НПФ, является отсутствие убытков по результатам одного года из двух завершенных финансовых лет. При этом в Правилах уточняется, что, если претендент является участником банковского конгломерата, для оценки соответствия требованию используются данные консолидированной финансовой отчетности родительской организации банковского конгломерата.
По данным годовой отчетности, некоторые фонды на протяжении двух последних лет приносили прибыль своим акционерам. Согласно последним данным аудированной отчетности, чистая прибыль НПФ «Капитал» за 2013 год составила 1,4 млрд тенге, за 2012 год – 522,7 млн тенге. НПФ «Астана» также последние два года был прибыльным. В прошлом году этот фонд заработал 194,8 млн тенге, в 2012 году – 597,6 млн тенге. По итогам 2013 года чистая прибыль НПФ «Грантум» составила свыше 2,3 млрд тенге, за 2012 год – 1,1 млрд тенге.
Другие НПФ пока не опубликовали на KASE аудированную отчетность за 2013 год. Поэтому пока сложно оценить, какие еще фонды подпадут под текущие правила, дождемся отчетности.
Если же не брать во внимание 2013 год, то прибыль НПФ «Народного банка Казахстана» за 2012 год составила более 10 млрд тенге, за 2011 год – 2,7 млрд тенге.
Без учета 2013 года отбор не прошли два фонда. НПФ «УларУмит» в 2012 году хотя и получил чистую прибыль в размере 1,3 млрд тенге, в 2011 году вышел в минус: убыток 482 млн тенге. НПФ «Республика» в 2012 году получил чистый убыток в размере 120 млн тенге, в 2011 году – 361 млн тенге.
Еще одно требование, которое было обозначено в правилах – наличие у родительской организации управляющей компании и (или) управляющей компании минимального кредитного рейтинга не ниже «B+» по международной шкале агентства Standard&Poor’s (S&P)либо рейтинга аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств. Эти критерии отбора также могут не выполнить некоторые фонды. Такому требованию по рейтингу в настоящее время, по данным KASE, соответствует несколько банков, которые имеют НПФ в своей структуре. Это «Банк ЦентрКредит» (S&P: B+/прогноз стабильный/B, kzBBB) и «Народный банк» (S&P: BB/прогноз стабильный/B).
Г-н Карабаев поделился, что по его информации вопрос пересмотра требований к НПФ пока не обсуждается. «Было очевидно, что из 9-ти частных НПФ не все будут соответствовать этим требованиям. Так, с принципиальной точки зрения Нацбанк РК хотел бы ограничить количество частных субуправляющих не более чем 4-мя или 5-ю. Мы считаем, что 4-5 частных управляющих вполне адекватное количество игроков для того, чтобы можно было найти оптимальный баланс между конкуренцией и критической массой, переданной под управление на одного частного управляющего», – отметил в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» банкир.
Келимбетов сдержал свое слово
В Нацбанке многократно делали упор на то, что «пенсионные деньги являются святыми» и что регулятор недоволен прежними управляющими. «Фонды не оправдали высокого доверия, которое им было оказано. Это была «мышиная возня», когда аффилированные друг с другом НПФ, банки, эмитенты создавали переток денег. Если вы мне хотите сказать: как же развитие фондового рынка, корпоративного управления? Я хочу на этот вопрос ответить: а как же доходы казахстанцев?» – подчеркнул в середине апреля глава Нацбанка РК Кайрат Келимбетов.
Скорее всего, недовольство регулятора отразится в концепции по управлению пенсионными накоплениями. Не исключено, что для частных НПФ, которые захотят трансформироваться в управляющих пенсионными накоплениями, может не найтись места. «Есть большой вопрос по управляющим компаниям. Наверное, это какая-то предыдущая концепция. Нам переданы средства частных фондов, теперь они в ведении ЕНПФ. Мы планируем в основном покупать государственные ценные бумаги, бумаги квазигосударственного сектора, размещать средства на депозитах в банках, диверсифицировать активы, в том числе увеличивать зарубежный портфель. Ни в одном из этих направлений нам не нужны посредники», – сообщил в апреле Кайрат Келимбетов.
И пока он держит свое слово. Пенсионные деньги действительно преимущественно направлены в консервативные инструменты. По данным ЕНПФ на 1 апреля 2014 года, наибольшая доля инвестиционного портфеля госфонда сконцентрирована в государственных ценных бумагах РК (47,4%). Практически четверть портфеля составляют корпоративные облигации эмитентов РК (21,3%), на депозитах размещено 6,9% пенсионных накоплений. Меньший акцент регулятор делает на инвестициях в акции и депозитарные расписки эмитентов РК (4,4%), золото – 4,2%, государственные ценные бумаги иностранных государств – 3,4%, облигации международных финансовых организаций – 1,9%, PNN (структурные ноты) – 1,8%, корпоративные облигации иностранных эмитентов – 1%, акции и депозитарные расписки иностранных эмитентов – 0,3%, РЕПО – 0,2%.
В портфель «государственных ценных бумаг РК» вошли государственные долгосрочные казначейские обязательства Министерства финансов РК (МЕУКАМ). В частности, МЕУКАМ-144 и МЕУКАМ-108. Средневзвешенная доходность к погашению по данному инструменту в портфеле составила 5,2% годовых.
Структура портфеля «корпоративных облигаций эмитентов РК» довольно диверсифицирована и на 1 апреля представлена как облигациями банков, так и корпоративными долговыми инструментами государственных и частных компаний. Более 1% от инвестиционного портфеля ЕНПФ составляют инвестиции в облигации «Казкоммерцбанка» (1,49%), «Цеснабанка» (1,43%), Kaspibank(1,24%), ДБ «Сбербанка России» (1,18%), «Евразийского банка» (1,12%), «Банка ЦентрКредит» (1,02%). Приблизилась к единице доля вложений в облигации «Народного банка» (0,92%), «Нурбанка» (0,90%). Доля вливаний госфонда в долговые инструменты DeltaBank не превысила 0,72% общего инвестиционного портфеля, «Темiрбанка» (0,42%), AsiaCreditBank (0,36%), BankRBK (0,35%), ДБ «Банк Хоум Кредит» (0,27%), «АТФБанк» (0,17%), ДО Банк ВТБ (Казахстан) – 0,14%, ДБ «Альфа-Банк» (0,08%), «Эксимбанк Казахстан» (0,07%), «Казинвестбанк» (0,03%), «Альянс банк» (0,02%), «Банк KassaNova» (0,01%).
Среди казахстанских компаний, в облигации которых вложился ЕНПФ, наибольший объем инвестиций был направлен в бумаги «КазМунайГаза» – 2,01% от портфеля госфонда, ФНБ «Самрук-Казына» (1,84%) и «Казахстанской ипотечной компании» (0,95%). Интересны для ЕНПФ оказались также облигации компаний, работающих на рынке лизинга, ипотечном рынке, в сегменте производства напитков, колбас, цемента. Кроме того, госфонд вложился в бумаги эмитентов, которые заняты в бумажной промышленности, на рынке энергетики и строительства.
В каких банках хранятся средства ЕНПФ?
Лишь чуть более трети банков удостоились права быть некими «банками-фаворитами» для сегодняшних управляющих накоплениями ЕНПФ по данным на начало апреля. Именно 14-ти игрокам банковского сектора из 38-ми госфонд предоставил ликвидность через размещение средств на их депозитах. При этом ЕНПФ делает ставку на размещение вкладов в тенге. На 1 апреля на вкладах в казахстанских банках фонд держал накоплений на 275,8 млрд в тенговом выражении. Из них в тенге – 237,5 млрд. Между тем, скорее всего, ЕНПФ размещает средства на депозитах на более выгодных условиях, чем те, которые предлагают банки корпоративным клиентам. По данным Нацбанка РК, годовая доходность по срочным тенговым вкладам для юридических лиц в банках в марте держалась на уровне 6,1%. Например, в Казкоме при размещении средств на тенговом депозите на 1,5 года на сумму от 100 млн тенге эффективная годовая ставка не превышает 3,6%.
Средневзвешенная доходность по депозитам ЕНПФ достигла 7,39% годовых. В топ-5 банков по объему размещения вкладов вошли ДБ «Сбербанк России» – 72,2 млрд тенге (26,1% от депозитного портфеля госфонда), Kaspibank– 41,7 млрд тенге (15,1%), «Цеснабанк» – 36 млрд тенге (13%), «Банк ЦентрКредит» – 30,4 млрд тенге (11%) и «Евразийский банк» – 25,6 млрд тенге (9,2%). Совокупная доля этой пятерки банков в депозитном портфеле ЕНПФ достигла планки 74,6%.
Остальные игроки держат на своих счетах лишь 69,9 млрд тенге средств вкладчиков. В «АТФБанке» сконцентрировано 20,9 млрд тенге (7,5% от депозитного портфеля ЕНПФ), «Казкоммерцбанке» – 18,9 млрд тенге (6,8%), ДО Банке ВТБ (Казахстан) – 11,3 млрд тенге (4%), ДБ «Банке Хоум Кредит» – 4,2 млрд тенге (1,5%), ДБ «Альфа-Банк» – 4,1 млрд тенге (1,4%), DeltaBankи «Банке KassaNova» – по 3 млрд тенге (по 1%), BankRBK – 2,5 млрд тенге (0,9%), «Казинвестбанке» – 1,5 млрд тенге (0,5%).
ЕНПФ может отсечь депозиты
Однако не исключено, что Нацбанк может пересмотреть свою инвестиционную стратегию в сторону снижения доли инвестиций в депозиты, или вообще отказаться от этого инструмента.
Глава «Народного банка» Умут Шаяхметова на недавней пресс-конференции поделилась, что «со стороны финансового сектора было предложение размещать активы ЕНПФ не на депозитах, а инвестировать их в облигации».
Ранее Кайрат Келимбетов сообщал, что средства ЕНПФ предполагается размещать на долгосрочных депозитах в банках с доходностью «инфляция плюс». «К каждому банку эта мера будет относиться по-разному. Предполагаем, что будет открытый аукцион, банки будут соревноваться – кто даст больше ставку, тот и будет получать средства ЕНПФ. Но мы, безусловно, планируем, что это, прежде всего, будут крупные банки из первой десятки, может быть и другие», – сказал главный банкир страны. По информации г-на Келимбетова, средства ЕНПФ будут размещаться в банки в виде 5-10-летних депозитов. По его словам, на решение по инвестированию также будет влиять рейтинг банка.
Умут Шаяхметова подчеркнула несоответствие рейтинга банка с коридором по доходности депозитов. «Когда устанавливается депозит-бенчмарк, например, со ставкой 7,5%, к ней потом прибавляется ставка в зависимости от рейтинга банка, например 0,1%. Получается, что между крупным банком и небольшим банком, где разница в рейтингах может достигать две ступени, разница в ставках между этими банками может составить всего 0,2%. При этом разница в рейтингах банков в две ступени значительна, с точки зрения финансовой устойчивости. Наше мнение: это не совсем справедливо, и недостаточно прозрачно», – считает г-жа Шаяхметова.
По ее словам, биржа является той площадкой, которая обеспечит прозрачность, даст ликвидность рынку и возможность четко понимать и оценивать эффективность инвестиций. «К тому же, в концепции ЕНПФ было указано, что госфонд будет инвестировать только в государственные бумаги и размещать средства на депозитах коммерческих банков. Это полностью исключит сектор корпоративных ценных бумаг. И это говорит о том, что рынок ценных бумаг в Казахстане мы, мягко говоря, похоронили. Почему? Потому что мы ожидаем, что как раз IPO, корпоративные ценные бумаги будут сегодня драйвом развития рынка ценных бумаг. Облигации банков должны продолжать влиять на развитие фондового рынка. Это мнение, которое мы будем доносить. Думаю, что мы будем его отстаивать и находить какой-то компромисс», – сообщила Умут Шаяхметова.
Консервативная политика пока не оправдала себя
Кайрат Келимбетов держит и другое свое слово. Так, ранее глава Нацбанка РК говорил, что не стоит ждать «манны небесной от объединения частных НПФ» и ожидать изначально высокой доходности от ЕНПФ тоже не нужно. В марте госфонд не только не показал доходности, но и вышел в минус. Так, начисленный инвестиционный убыток по активам ЕНПФ составил 3,6 млрд тенге. По информации ЕНПФ, инвестиционный доход по ценным бумагам составил 4,8 млрд тенге, по вкладам в банках – более 1 млрд тенге, по операциям обратного РЕПО – 272,9 млн тенге.
В марте убыток от инвестиций госфонд получил из-за вложений в золото, он составил более 6,6 млрд тенге. Как пояснили в фонде, в начале марта цена на золото не превышала $1 344,25 за тройскую унцию. При этом на конец марта цена на данный актив снизилась до $1 294,00 за унцию. Инвестиционный убыток от валютной переоценки составил 3,1 млрд тенге. Окажутся ли другие месяцы прибыльными для госфонда, остается только догадываться. Последний год (52 недели) цена одной тройской унции золота на мировом товарном рынке колебалась в коридоре $1187-$1432.