Министерство обороны Казахстана публично заявило о снижении коррупции в ведомстве. Коррупции, может, и стало меньше, но она все равно есть, и пока, как в цивилизованном мире, власти не обеспечат неотвратимость наказания для всех лиц вне зависимости от социального статуса и положения, данное явление будет актуальным.
О том, что в Министерстве обороны РК коррупции стало меньше, сообщила пресс-служба ведомства. «Несмотря на ряд громких дел, связанных с коррупцией в Вооруженных Силах, вызвавших общественный резонанс, и рост коррупционных преступлений, в целом по стране анализ совершенных в армии коррупционных преступлений за последние 3 года свидетельствует о снижении уровня коррупции в войсках. Так, количество коррупционных преступлений в Вооруженных Силах с 2011 года снизилось на 46%», – говорится в распространенном пресс-релизе.
Утвержден план основных мероприятий по повышению эффективности работы по противодействию коррупции в Вооруженных Силах на 2014 год.
«Планом предусматривается расширение перечня должностей с высоким риском совершения коррупционных правонарушений, с установлением особых, повышенных требований для поступления и прохождения службы на этих должностях, в том числе с принятием обязательств о возможности применения в отношении лиц, занимающих указанные должности, механизмов, предусматривающих специальные проверки на предмет соблюдения ими антикоррупционного законодательства. При этом лица, не выдержавшие такой проверки, будут рассмотрены на предмет дальнейшего прохождения воинской службы», – отметили в пресс-службе.
Напомним, недавно президент РК Нурсултан Назарбаев высказал свою обеспокоенность фактами коррупции в сфере обороны. «Тревогу вызывают факты коррупции, бросающие тень на армию и представляющие угрозу для национальной безопасности», – заявил глава государства.
Факты коррупции не редки
Самый громкий коррупционный скандал случился 9 февраля 2014 года. Тогда около 22.00 прямо во дворе элитной многоэтажки в центре Астаны был задержан заместитель министра обороны генерал-майор Багдат Майкеев. Высокопоставленный офицер Минобороны был задержан сотрудниками КНБ с поличным. Деньги ему передали представители некоего ТОО, которые действовали якобы не только от имени своей организации, но и ряда других частных коммерческих структур, рассчитывавших на участие в тендерах по госзаказу для нужд Вооруженных Сил РК. Речь шла о поставках и обеспечении Минобороны современными средствами связи.
Другой случай связан с поставками Минобороны контрафактных боеприпасов. В начале марта 2014 года об этом сообщила пресс-служба Главной военной прокуратуры РК.
В ходе проверки выяснилось, что поставщик имитационных и пиротехнических средств в лице ТОО «АлмаДК» действовал без лицензии, у предприятия не было производственной базы. Компания выпускала взрывпакеты, имитационные патроны и дымовые гранаты, при этом вся продукция, по данным прокуратуры, не соответствовала техническим стандартам.
Еще раньше, в январе 2013 года, был арестован начальник Главного управления вооружений Минобороны Алмаз Асенов. А в начале февраля по этому делу арестовали начальника Первого регионального департамента «Укрспецэкспорта» Александра Школяренко и его заместителя Александра Хрулева.
В здании аэропорта Астаны украинцы передали казахстанскому военному чиновнику $200 тыс. в счет или уже заключенных контрактов по поставкам бронетехники или как аванс за будущие услуги.
В принципе, коррупция в Минобороны Казахстана мало чем отличается от коррупции в Минобороны России. Это не только однопрофильные ведомства. Коррупционеры и в казахстанском оборонном ведомстве, и в российском действовали практически одинаково: уверенно, и ничего не боясь.
Так, в конце октября 2012 года в прессе и в электронных СМИ России появилась информация о крупном коррупционном скандале вокруг ОАО «Оборонсервис», сотрудников которого правоохранительные органы уличили в махинациях при реализации непрофильных военных активов. Предварительный ущерб, нанесенный государству, от продажи только восьми объектов недвижимости составил более 3 млрд рублей. Ряд фигурантов дела, как выяснилось в ходе расследования, давно знакомы с тогдашним министром обороны РФ Анатолием Сердюковым, который был вынужден подать в отставку 6 ноября 2012 года.
Потом еще были выявлены финансовые махинации с запасными частями для военной техники, некачественной военной формой и другие.
За взятку могут просто расстрелять
В отличие от Казахстана и России за границей с коррупцией, как правило, не церемонятся.
В декабре 2013 года греческие СМИ опубликовали стенограмму допроса местного предпринимателя Димитриса Папахристу, экс-сотрудника немецкой компании Krauss-Maffei Wegmann (KMW), рассказавшего о фирмах, которые давали взятки греческим чиновникам.
По словам бизнесмена, он дал взятку 750 тыс. евро бывшему заместителю начальника департамента вооружений Минобороны Греции Кантасу. Тот за эту сумму не должен был мешать контракту на поставку греческой армии 24 систем PzH 2000.
Экс-чиновник уже признался в получении взяток почти на 8 млн евро.
Не менее эффективны в борьбе с коррупцией США. Там еще в 70-х годах прошлого века приняты законы РИКО, на основе которых им удалось снизить уровень коррупции, организованной преступности, наркобизнеса. Суть этих законов в активном применении института конфискации у членов преступных организаций, коррупционеров и применении уголовной ответственности к юридическим лицам.
Интересен опыт Сингапура – наименее коррумпированной страны в Азии. В 1952 году там создали Бюро по расследованию коррупционных деяний, которое подчинялось непосредственно премьер-министру. Причем это бюро контролировало коррупцию как в государственном секторе, так и в частном: чиновники Сингапура должны ежегодно декларировать свое имущество, фиксировать доли в компаниях, которые принадлежат им, их женам и детям. Если Бюро докажет взятку, то к виновному применяется либо лишение свободы, либо штраф (5 лет тюрьмы либо $100 тыс.), если же чиновника оболгут, то же самое сделают с лицом, предоставившим заведомо ложные сведения (1 год тюрьмы или $10 тыс.).
В Китае коррупционеров расстреливают публично.