Практика использования «зеленых коридоров» позволяет Казахстану компенсировать не только дефицит овощей и фруктов, но в перспективе увеличить транзит китайских грузов через свою территорию, дав государственной казне дополнительный источник доходов.
Как сообщила на прошлой неделе пресс-служба Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК, около 7 тыс. тонн овощей и фруктов ввезено в Казахстан из Китая за последние полтора месяца с момента запуска проекта «зеленого коридора»: «С момента запуска 23 декабря 2013 года на казахстанско-китайской границе проекта «зеленый коридор» через пункты пропуска «Бахты» (ВКО) и «Покиту» (КНР) проследовало овощей и фруктов на сумму $7,2 млн общим весом 6,9 тыс. тонн».
Как отмечается, таможенные органы предпринимают все необходимые меры по сокращению времени таможенного оформления в пункте пропуска, что также способствует исключению очередей на границе и создает благоприятные условия для участников внешнеэкономической деятельности.
Сейчас среднее время проведения таможенных операций в пункте пропуска «Бахты» составляет 51,6 минуты. Этот показатель соответствует стратегическому плану Министерства финансов РК.
Основной объем перемещаемой продукции из КНР через пункт пропуска «Бахты» составляют мандарины – 27%, томаты – 18%, яблоки – 13,7%, огурцы – 12,5% и перец – 4,6%.
Зависимость от импорта усиливается
Еще в середине ноября 2010 года, как тогда отметил советник председателя правления Национального аналитического центра при правительстве РК Шамиль Дауранов, зависимость Казахстана от зарубежной плодово-ягодной продукции росла быстрыми темпами.
По данным г-на Дауранова, в 2004 году, например, косточковых в Казахстан поставлялось 0,5 тыс. тонн, в 2008 году – 4,6 тыс. тонн. За тот же период импорт яблок и груш вырос с 1,4 тыс. до 151 тыс. тонн. По данным ИА «Казах-Зерно», на тот год под садами и виноградниками в стране было занято не более чем 0,2% от посевных площадей республики.
При этом потребление плодово-ягодной продукции составляет в год 8,6 кг косточковых, 1,7 кг ягод и 3,1 кг винограда на душу населения. Сложившуюся ситуацию г-н Дауранов считает следствием курса на мелкого сельскохозяйственного производителя. Тогда частные хозяйства составляли 97% всех сельхозпроизводителей страны и давали 72% сельхозпродукции на внутреннем рынке. На селе проживало 45% населения страны, но чаще всего выращенная сельскими жителями продукция шла на собственные нужды.
По данным эксперта, производительность среднего фермерского хозяйства в Казахстане была приблизительно в 3,5 раза меньше, чем в России, в 7 раз меньше, чем в Германии, и в 17 раз меньше, чем в целом по странам ЕС. Переломить ситуацию, с точки зрения эксперта, способна комплексная государственная программа, рассчитанная на долгий срок и подразумевающая очень большие инвестиции. В стране практически не было крупнотоварных производителей сельхозпродукции, и их еще следовало создать.
В период между 2010 и 2014 годом зависимость от импорта только росла. Никаких структурных преобразований на селе так и не было предпринято.
Дальше – больше
Следует сказать, что проект «зеленого коридора» между Казахстаном и Китаем – это пробный проект.
В дальнейшем ожидается копирование такой модели прохождения таможенного контроля на прочих КПП на китайско-казахстанской границе и даже на границе Китая с другими сопредельными странами. А номенклатура товаров, которые пройдут через «зеленый коридор», может быть расширена до энергоресурсов, машиностроительной продукции и товаров широкого потребления.
Тот же контрольно-пропускной пункт «Бахты», имеющий 250-летнюю историю, является удобным транспортным узлом, соединяющим Китай со странами Центральной Азии и Европы. За первые 11 месяцев 2013 года объем торговли между Синьцзяном и Казахстаном превысил $11 млрд, увеличившись на 10,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Это составляет 47% внешнеторгового оборота Синьцзяна и более 42% общего объема торговли между Китаем и Казахстаном.
Значит, тем самым Казахстан наращивает не только импорт овощей и фруктов, но в перспективе – транзит китайских грузов через свою территорию.
Перспектива не за горами
В принципе, и проект «зеленого коридора», и строительство автокоридора «Западная Европа – Западный Китай», и железная дорога Жетыген – Хоргос, и железная дорога Узень – Горган – все это вкупе направлено на то, чтобы китайские товары через Казахстан шли транзитом в страны Центральной Азии, Европейского союза, который на протяжении последних лет остается самым крупным торговым партнером Китая.
Вместе с тем использование транспортной инфраструктуры Казахстана также даст КНР возможность, с одной стороны, диверсифицировать пути экспорта собственной продукции и, тем самым, придать дополнительный импульс развитию западных регионов страны. С другой стороны, использование транзитного потенциала РК, особенно с точки зрения расширения сети газо- и трубопроводов, позволит хотя бы частично снять зависимость от импорта энергоресурсов через морские пути.
Для Казахстана также принципиально важно повышать уровень интеграции собственной транспортной системы с мировой транспортной сетью.
Как указано в Транспортной стратегии Республики Казахстан до 2015 года, в число стратегических задач развития транспортной системы РК входит «формирование единого внешне интегрированного транспортного пространства и создание современной перспективной национальной транспортной инфраструктуры на основе модифицированной модели меридионального и широтного расположения основных транспортных магистралей, связующих маршрутов и узлов по направлениям Восток – Запад и Север – Юг».
Кроме того, осуществление транзита через собственную территорию дает государству стабильный и довольно высокий источник дохода. В настоящее время в связи с усугублением последствий мирового экономического кризиса объем внутренних перевозок значительно снизился и развитие транзитных маршрутов представляет собой возможность пополнения не только государственного бюджета, но и бюджетов национальных компаний.
В перспективе Казахстан может стать выгодным транзитным коридором для экспорта китайских товаров. Это выгодно обеим сторонам. Китай, наконец, получит возможность ослабить свою зависимость от морских перевозок, диверсифицировать маршруты экспорта. Казахстан же получит достаточно стабильный источник пополнения государственной казны, что крайне важно в условиях усиления нефтяной зависимости.