Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) озаботилась конкуренцией на трансграничных товарных рынках Единого экономического пространства (ЕЭП) и планирует провести их исследование. Особое внимание ЕЭК собирается уделить рынкам международных железнодорожных и авиаперевозок, так как они оказывают мультипликативный эффект на другие рынки.
Об этом шла речь на совещании по вопросам защиты от недобросовестной конкуренции в Астане 4 февраля.
Билеты на поезда международного сообщения членам ЕЭК кажутся слишком дорогими. «Так, тарифы на перевозку пассажиров в купейном вагоне между столицами стран ЕЭП сопоставимы по стоимости с авиационными тарифами эконом-класса при заблаговременной покупке (разница около 5%), хотя время, удобство и качество услуг при перевозке железнодорожным и авиационным транспортом существенно разнятся», – приводил пример на совещании заместитель директора департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Алмат Фазыл.
Что касается авиаперевозок между Казахстаном, Россией и Беларусью, то ЕЭК смущает большая разница в ценах на разных направлениях. «На маршрутах между Республикой Казахстан и Российской Федерацией, которые эксплуатируются двумя перевозчиками, цены выше, чем на сопоставимых по расстоянию маршрутах, эксплуатируемых большим количеством перевозчиков, – отмечает ЕЭК. – Разница в стоимости авиабилетов на маршрутах с высокими и низкими уровнями конкуренции на сопоставимых по расстоянию маршрутах доходит до 50%».
Еще не лоукост
Цены на авиабилеты из казахстанской столицы в российскую и Санкт-Петербург действительно кусаются. Например, стоимость билетов на рейс Астана – Москва – Астана на сайте «Эйр Астаны» начинаются от 55,5 тыс. тенге, на рейс Астана – Санкт-Петербург – Астана – от 58,2 тыс. тенге. Но это самые дешевые. Основная часть билетов в Питер – за 80 тыс. тенге. А вот слетать в Киев, который не в ЕЭП и до которого примерно такое же расстояние, стоит дешевле – от 48,3 тыс. тенге.
Такое же дорогое, как и с Россией, авиасообщение между Казахстаном и Беларусью, где правит бал единственный на этом направлении национальный белорусский перевозчик «Белавиа». За полет по маршруту Минск – Астана – Минск компания требует от 329 евро, а за путешествие из Минска в Караганду – от 447 евро. Для сравнения: слетать этой же авиакомпанией из белорусской столицы в Барселону можно за 270 евро. В Москву и Санкт-Петербург пассажиров возят по куда более разумным ценам, но на этих направлениях с «Белавиа» конкурируют три российских авиаперевозчика.
Признавая, что услуги белорусской национальной авиакомпании дороги, в январе власти РБ внесли изменения в Воздушный кодекс Республики Беларусь, которые дали всем белорусским авиаперевозчикам (пока у «Белавиа» внутренних конкурентов нет, но норма сформулирована с заделом на будущее – прим. авт.) право вводить невозвратные тарифы с июля 2014 года.
«Поскольку в Беларуси стоит вопрос понижения стоимости авиаперевозок, было принято решение о введении невозвратных тарифов. Это позволит уменьшить цену билетов и привлечь большее число пассажиров», – прокомментировал новшество руководитель департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Владимир Костин. Согласно поправке, авиакомпаниям разрешено иметь до 30% невозвратных тарифов от общего числа по маршруту перевозки
В белорусском Минтрансе нововведение презентуют как элемент лоукоста – бюджетных авиалиний, которые предлагают пассажирам низкий невозвратный тариф на собственно перевозку пассажира, а все дополнительные услуги оказывают по желанию за дополнительную плату. При этом чиновники подчеркивают, что законодательное введение понятия «невозвратный тариф» еще не означает появление в Беларуси лоукоста. Последний, по их словам, подразумевает, что невозвратными должны быть все билеты авиакомпании, а не только часть. И все же в Минтрансе Беларуси уповают, что нововведение даст «Белавиа» дополнительную возможность конкурировать с компаниями, у которых давно действуют невозвратные тарифы.
Белорусы, правда, восприняли этот посыл довольно скептически. Ведь «Белавиа» не собирается вычитать из невозвратного тарифа ни еду, ни багаж, ни регистрацию – значит не сильно-то и снизит его по сравнению с обычными. Опять же невозвратный тариф – это право, а не обязанность авиакомпании.
Без ланча, зато в Риме
Несмотря на то, что из Минска можно улететь напрямую во многие столицы Европы, заядлые белорусские путешественники предпочитают ехать в соседнюю Литву, чтобы оттуда улететь действительно бюджетными авиалиниями. Аэропорт в Вильнюсе, откуда летают дешевые Ryanair и Wizzair, в народе уже прозвали «Минск-3», по аналогии с национальным аэропортом страны «Минск-2».
Компании-лоукосты экономят на всем, что не касается безопасности перевозок. На аэропортовых сборах (поэтому местом вылета-приземления могут быть небольшие аэропорты), еде и напитках, подвозящих к трапу автобусах, разного рода развлечениях (кино, музыка) в салоне. Билеты продают не в кассах, а через интернет. Пассажир самостоятельно проходит онлайн-регистрацию и распечатывает посадочный талон, место в котором не указывается. Поэтому особо беспокойные выстраиваются в очередь на посадку, чтобы зайти в салон первыми и занять понравившееся кресло.
При желании можно отдельно заказать себе весь сервис-пакет: регистрацию в аэропорту, ланч на борту, перевозку багажа, приоритетную посадку с местом в голове салона, но за каждую опцию придется доплатить. Обычный клиент лоукоста – это человек с рюкзаком или чемоданчиком, укладывающимся в размеры ручной клади, которого не заботит еда и выпивка на борту, а также то, проведет он пару часов у иллюминатора или же возле прохода. Вознаграждением за это является существенная экономия, размер которой напрямую зависит от удачливости пассажира.
Тем, кто однажды попробовал летать из Литвы за 20-30 евро, бывает трудно заставить себя платить в 10 раз дороже за услуги обычных авиакомпаний. Италия, Испания, Великобритания, Швеция, Норвегия и другие страны открываются любому обладателю шенгенской визы, небольших сбережений и терпения. Для того чтобы найти дешевые авиабилеты, порой нужно не один час просидеть на сайтах перевозчиков.
Персональная фортуна автора этих строк позволила ей за последние пару лет слетать из Вильнюса в Рим и обратно за 60 евро, оттуда же в Норвегию и обратно за 37 евро, а также подобрать маршрут Вильнюс – Милан – Барселона – Милан – Вильнюс за 100 евро. Повременила бы с покупкой билетов пару дней, купила бы за 80 евро, протянула бы еще неделю – они обошлись бы уже в 130 евро.
Дело в том, что цены на сайте постоянно меняются. Теоретически тариф на выбранный рейс тем ниже, чем меньше билетов в данный момент распродано. Но бывают и абсолютно непредсказуемые колебания, как будто операторы сайта обновляют ценник по настроению. Правило бюджетного пассажира: увидел отличное предложение – сразу же покупай.
Еще одно хорошее средство передвижения по ЕС – рейсовый автобус. В Европе полно бюджетных автобусных компаний, которые дешево и с комфортом доставят в выбранный город. Таких перевозчиков надо просто знать поименно. Например, из Варшавы в Прагу, Берлин, Братиславу и ряд польских городов отправляется PolskiBus, известный большим количеством промоакций. У Ecoline билеты дороже, зато и география поездок шире, включая Москву, Санкт-Петербург, Киев, Минск. А в странах Балтии работает SimpleExpress, знаменитый тем, что первые пять билетов на каждый свой рейс (вне зависимости от направления) он продает по 3 евро, вторые пять билетов – по 6 евро. То есть, спланировав поездку заранее, можно из Вильнюса или Риги за 3 евро уехать, допустим, в Берлин.
Однако для того чтобы вкусить все эти радости легкого передвижения, нужно пересечь границу Евросоюза. Хорошо минчанам, которым до Вильнюса два с половиной часа на поезде. А как быть казахстанцам? В отсутствие конкуренции между авиаперевозчиками им и до Минска-то добраться выйдет в копеечку.
Появиться лоукостам на популярных направлениях в Казахстане и Беларуси не дадут местные авиакомпании. Так что о полетах за 20-30 евро можно и не мечтать. Самое большое, на что можно надеяться, что в рамках ЕЭП удастся приблизить казахстанские тарифы к российским.