С такими ценами далеко не улетишь

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) озаботилась конкуренцией на трансграничных товарных рынках ЕЭП

Share
Share
Share
Tweet
Share
С такими ценами далеко не улетишь- Kapital.kz

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) озаботилась конкуренцией на трансграничных товарных рынках Единого экономического пространства (ЕЭП) и планирует провести их исследование. Особое внимание ЕЭК собирается уделить рынкам международных железнодорожных и авиаперевозок, так как они оказывают мультипликативный эффект на другие рынки.

Об этом шла речь на совещании по вопросам защиты от недобросовестной конкуренции в Астане 4 февраля.

Билеты на поезда международного сообщения членам ЕЭК кажутся слишком дорогими. «Так, тарифы на перевозку пассажиров в купейном вагоне между столицами стран ЕЭП сопоставимы по стоимости с авиационными тарифами эконом-класса при заблаговременной покупке (разница около 5%), хотя время, удобство и качество услуг при перевозке железнодорожным и авиационным транспортом существенно разнятся», – приводил пример на совещании заместитель директора департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Алмат Фазыл.

Что касается авиаперевозок между Казахстаном, Россией и Беларусью, то ЕЭК смущает большая разница в ценах на разных направлениях. «На маршрутах между Республикой Казахстан и Российской Федерацией, которые эксплуатируются двумя перевозчиками, цены выше, чем на сопоставимых по расстоянию маршрутах, эксплуатируемых большим количеством перевозчиков, – отмечает ЕЭК. – Разница в стоимости авиабилетов на маршрутах с высокими и низкими уровнями конкуренции на сопоставимых по расстоянию маршрутах доходит до 50%».

Еще не лоукост

Цены на авиабилеты из казахстанской столицы в российскую и Санкт-Петербург действительно кусаются. Например, стоимость билетов на рейс Астана – Москва – Астана на сайте «Эйр Астаны» начинаются от 55,5 тыс. тенге, на рейс Астана – Санкт-Петербург – Астана – от 58,2 тыс. тенге. Но это самые дешевые. Основная часть билетов в Питер – за 80 тыс. тенге. А вот слетать в Киев, который не в ЕЭП и до которого примерно такое же расстояние, стоит дешевле – от 48,3 тыс. тенге.

Такое же дорогое, как и с Россией, авиасообщение между Казахстаном и Беларусью, где правит бал единственный на этом направлении национальный белорусский перевозчик «Белавиа». За полет по маршруту Минск – Астана – Минск компания требует от 329 евро, а за путешествие из Минска в Караганду – от 447 евро. Для сравнения: слетать этой же авиакомпанией из белорусской столицы в Барселону можно за 270 евро. В Москву и Санкт-Петербург пассажиров возят по куда более разумным ценам, но на этих направлениях с «Белавиа» конкурируют три российских авиаперевозчика.

Признавая, что услуги белорусской национальной авиакомпании дороги, в январе власти РБ внесли изменения в Воздушный кодекс Республики Беларусь, которые дали всем белорусским авиаперевозчикам (пока у «Белавиа» внутренних конкурентов нет, но норма сформулирована с заделом на будущее – прим. авт.) право вводить невозвратные тарифы с июля 2014 года.

«Поскольку в Беларуси стоит вопрос понижения стоимости авиаперевозок, было принято решение о введении невозвратных тарифов. Это позволит уменьшить цену билетов и привлечь большее число пассажиров», – прокомментировал новшество руководитель департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Владимир Костин. Согласно поправке, авиакомпаниям разрешено иметь до 30% невозвратных тарифов от общего числа по маршруту перевозки

В белорусском Минтрансе нововведение презентуют как элемент лоукоста – бюджетных авиалиний, которые предлагают пассажирам низкий невозвратный тариф на собственно перевозку пассажира, а все дополнительные услуги оказывают по желанию за дополнительную плату. При этом чиновники подчеркивают, что законодательное введение понятия «невозвратный тариф» еще не означает появление в Беларуси лоукоста. Последний, по их словам, подразумевает, что невозвратными должны быть все билеты авиакомпании, а не только часть. И все же в Минтрансе Беларуси уповают, что нововведение даст «Белавиа» дополнительную возможность конкурировать с компаниями, у которых давно действуют невозвратные тарифы.

Белорусы, правда, восприняли этот посыл довольно скептически. Ведь «Белавиа» не собирается вычитать из невозвратного тарифа ни еду, ни багаж, ни регистрацию – значит не сильно-то и снизит его по сравнению с обычными. Опять же невозвратный тариф – это право, а не обязанность авиакомпании.

Без ланча, зато в Риме

Несмотря на то, что из Минска можно улететь напрямую во многие столицы Европы, заядлые белорусские путешественники предпочитают ехать в соседнюю Литву, чтобы оттуда улететь действительно бюджетными авиалиниями. Аэропорт в Вильнюсе, откуда летают дешевые Ryanair и Wizzair, в народе уже прозвали «Минск-3», по аналогии с национальным аэропортом страны «Минск-2».

Компании-лоукосты экономят на всем, что не касается безопасности перевозок. На аэропортовых сборах (поэтому местом вылета-приземления могут быть небольшие аэропорты), еде и напитках, подвозящих к трапу автобусах, разного рода развлечениях (кино, музыка) в салоне. Билеты продают не в кассах, а через интернет. Пассажир самостоятельно проходит онлайн-регистрацию и распечатывает посадочный талон, место в котором не указывается. Поэтому особо беспокойные выстраиваются в очередь на посадку, чтобы зайти в салон первыми и занять понравившееся кресло.

При желании можно отдельно заказать себе весь сервис-пакет: регистрацию в аэропорту, ланч на борту, перевозку багажа, приоритетную посадку с местом в голове салона, но за каждую опцию придется доплатить. Обычный клиент лоукоста – это человек с рюкзаком или чемоданчиком, укладывающимся в размеры ручной клади, которого не заботит еда и выпивка на борту, а также то, проведет он пару часов у иллюминатора или же возле прохода. Вознаграждением за это является существенная экономия, размер которой напрямую зависит от удачливости пассажира.

Тем, кто однажды попробовал летать из Литвы за 20-30 евро, бывает трудно заставить себя платить в 10 раз дороже за услуги обычных авиакомпаний. Италия, Испания, Великобритания, Швеция, Норвегия и другие страны открываются любому обладателю шенгенской визы, небольших сбережений и терпения. Для того чтобы найти дешевые авиабилеты, порой нужно не один час просидеть на сайтах перевозчиков.

Персональная фортуна автора этих строк позволила ей за последние пару лет слетать из Вильнюса в Рим и обратно за 60 евро, оттуда же в Норвегию и обратно за 37 евро, а также подобрать маршрут Вильнюс – Милан – Барселона – Милан – Вильнюс за 100 евро. Повременила бы с покупкой билетов пару дней, купила бы за 80 евро, протянула бы еще неделю – они обошлись бы уже в 130 евро.

Дело в том, что цены на сайте постоянно меняются. Теоретически тариф на выбранный рейс тем ниже, чем меньше билетов в данный момент распродано. Но бывают и абсолютно непредсказуемые колебания, как будто операторы сайта обновляют ценник по настроению. Правило бюджетного пассажира: увидел отличное предложение – сразу же покупай.

Еще одно хорошее средство передвижения по ЕС – рейсовый автобус. В Европе полно бюджетных автобусных компаний, которые дешево и с комфортом доставят в выбранный город. Таких перевозчиков надо просто знать поименно. Например, из Варшавы в Прагу, Берлин, Братиславу и ряд польских городов отправляется PolskiBus, известный большим количеством промоакций. У Ecoline билеты дороже, зато и география поездок шире, включая Москву, Санкт-Петербург, Киев, Минск. А в странах Балтии работает SimpleExpress, знаменитый тем, что первые пять билетов на каждый свой рейс (вне зависимости от направления) он продает по 3 евро, вторые пять билетов – по 6 евро. То есть, спланировав поездку заранее, можно из Вильнюса или Риги за 3 евро уехать, допустим, в Берлин.

Однако для того чтобы вкусить все эти радости легкого передвижения, нужно пересечь границу Евросоюза. Хорошо минчанам, которым до Вильнюса два с половиной часа на поезде. А как быть казахстанцам? В отсутствие конкуренции между авиаперевозчиками им и до Минска-то добраться выйдет в копеечку.

Появиться лоукостам на популярных направлениях в Казахстане и Беларуси не дадут местные авиакомпании. Так что о полетах за 20-30 евро можно и не мечтать. Самое большое, на что можно надеяться, что в рамках ЕЭП удастся приблизить казахстанские тарифы к российским.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.