С 1 мая 2014 года в Казахстане будут введены оптовые цены на газ. Об этом рассказал Серик Ахметов, премьер-министр РК, в ходе расширенного заседания коллегии министерства нефти и газа. В связи с этим министерству нефти и газа совместно с остальными заинтересованными органами и компаниями было поручено до 1 апреля текущего года принять весь необходимый пакет нормативной документации. Премьер-министр отметил, что в течение всего прошлого года правительство совместно с акимами регионов этот вопрос достаточно активно обсуждало. «Мы не можем просто замалчивать этот вопрос, он объективен, реален, и в любом случае к вопросам оптовой цены, как во всем цивилизованном мире, мы должны прийти цивилизованно», – подчеркнул глава кабмина.
Более того, введение оптовых цен на газ предусмотрено нормами Закона «О газе и газоснабжении». Оно призвано упорядочить нормальное газоснабжение во всех регионах и стабилизировать стоимость газа для конечных потребителей.
Однако введение оптовых цен на газ, по мнению Олега Егорова, главного научного сотрудника Института экономики Министерства образования и науки РК, не поможет стабилизировать цены на газ для конечных покупателей. Более того, эксперт уверен, что цены на газ будут только увеличиваться. Свою точку зрения эксперт объяснил тем, что Казахстан сильно зависит от внешних поставщиков газа, которые меняют цены на газ на свое усмотрение.
И это несмотря на то, что Казахстан ежегодно увеличивает уровень добычи газа. На территории Казахстана в 2013 году было добыто 42,3 млрд куб. м, что превышает уровень предыдущего года на 5,4%. По данным министерства нефти и газа, валовой уровень добычи газа к 2030 году составит 54,1 млрд кубометров, что на 25% выше объема добычи в 2013 году.
По той же причине введение оптовых цен на газ, по словам г-на Егорова, неспособно решить проблему со стабильными поставками газа во все регионы.
На сегодня, по информации Олега Егорова, только запад Казахстана полностью обеспечен собственным газом. Северный регион зависит от поставок газа из России, а южный – от поставок из Узбекистана. Если в северной части страны перебои с поставками газа бывают редко, то в южной они происходят систематически.
Так, например, в начале этой недели Узбекистан резко в одностороннем порядке сократил поставку природного газа в южный Казахстан. За неделю давление в газовой трубе упало с 18 атмосфер до 6,4 атмосфер. В итоге Казахстан вынужден был полностью прекратить подачу газа на цементный завод, ограничить потребление газа целым рядом крупных предприятий. Узбекистан снижение давления в газовой трубе со свой стороны объясняет возросшими внутренними потребностями в связи с резким похолоданием.
Помимо оптимизации цен на нефть правительство Казахстана для наведения порядка в области стабильного газоснабжения во всех регионах планирует разработать стратегию по добыче и использованию газа. «По добыче мы должны четко и ясно понимать, сколько газа мы будем иметь, сколько потреблять, где этот газ будем использовать – в нефтехимии, промышленности, энергетике, то есть стратегия газа нам просто необходима», – подчеркнул г-н Ахметов. По его словам, в этой сфере нужно провести масштабную работу и подключить к ней все заинтересованные органы.
Сегодня для Казахстана действительно важно разработать стратегию по добыче и использованию газа. Так как, по прогнозам Министерства нефти и газа РК, к 2024 году в республике возникнет дефицит газа. К этому, по словам главы министерства, может привести рост объемов обратной закачки газа, которую производят при добыче нефти. По данным министра нефти и газа Узакбая Карабалина, 90% добываемого газа в Казахстане – это попутный газ. При этом порядка 30% газа закачивается обратно в пласт для поддержания пластового давления.
Но прекращать практику обратной закачки газа в пласт г-н Егоров не рекомендует. Процесс обратной закачки газа позволяет увеличивать давление, что в свою очередь обеспечивает практически полное извлечение из недр нефти на всех стадиях эксплуатации месторождения.
Выходом из сложившейся ситуации может служить развитие «зеленой энергетики». В частности, Нурлан Каппаров, министр окружающей среды и водных ресурсов, представляя Программу модернизации системы твердых бытовых отходов (ТБО), предложил получать газ посредством переработки отходов.
Важным, по мнению г-на Каппарова, является увеличение доли выработки «зеленой энергии» из отходов. В данном случае речь идет о получении газа при переработке биологически опасных фракций для производства тепла и электрической энергии. Начав с консервативных 5% к 2020 году, планируется довести долю отходов для выработки «зеленой энергии» до 30% к 2050 году. В целом программа, за основу которой, по словам министра, были взяты стандарты стран – участниц Организации экономического сотрудничества и развития, разбита на три этапа. Так, 2014-2020 годы – это пилотный этап, 2021-2035 годы – закрепление результатов и проверка устойчивости системы, 2036-2050 годы – завершающий.
Вместе с тем глава ведомства изложил целевые ключевые индикаторы программы. Основной ее целью является то, что, начав с 10% доли сбора биоотходов, довести процент их раздельного сбора до 80% к 2050 году.
Наряду с этим обозначена задача по раздельному сбору упаковки от 10% к 2020 году с последующим доведением до 80% к 2050 году. Также в рамках модернизации системы ТБО планируется внедрить утилизацию опасных бытовых отходов и увеличить долю их раздельного сбора от 35% к 2020 году до 80% к 2050 году.
В результате реализации программы доля санитарных полигонов будет увеличена до 100% к 2050 году, при этом уже к 2020 году ставится цель увеличить долю таких полигонов до 50%.
По словам Нурлана Каппарова, для пилотного этапа программы до 2020 года планируются бюджетные расходы в размере 52 млрд тенге. Данная сумма уже была поддержана республиканской бюджетной комиссией. Следует отметить, что до 2020 года также планируются частные инвестиции в размере почти 75 млрд тенге, что составляет 60% от общих затрат. Эти деньги в общем размере в 127 млрд тенге будут использованы на 4 категории расходов: внедрение раздельного сбора биологически разлагаемых отходов, обновление парка контейнеров и мусоровозов для обеспечения своевременного вывоза ТБО, строительство новых полигонов (пилотные проекты), строительство заводов по переработке ТБО (пилотные проекты). При этом фактические суммы будут определяться по мере разработки проектов по бюджетным заявкам, включая проекты рекультивации и реабилитации полигонов.
Между тем г-н Каппаров отметил, что динамика доли бюджетного финансирования предполагает снижение нагрузки на бюджет и рост доли частного финансирования в связи с увеличением рентабельности сектора ТБО, а также развитием механизмов государственно-частного партнерства.
Уже в 2012 году под эгидой госагентства по делам строительства и ЖКХ была начата работа по обоснованию инвестиций по управлению ТБО в следующих городах: Актобе, Атырау, Караганда, Кокшетау, Костанай, Павлодар, Талдыкорган, Тараз, Усть-Каменогорск. Министерство окружающей среды и водных ресурсов в настоящее время завершает данную работу.