На прошлой неделе в Астане презентовали новое общенациональное движение против коррупции «ЖАНАРУ». В состав совета по борьбе с коррупцией вошли бывшие депутаты и чиновники Оралбай Абдыкаримов, Боран Рахимбеков, Мурат Абенов, Мухтар Ерман и другие.
«Еще нельзя говорить не только о победе над ней (коррупцией), но и о заметном ее снижении. Подтверждением этому является опубликованный международной организацией рейтинг коррумпированности государств, согласно которому в 2013 году Казахстан ухудшил свои позиции», – заявил председатель общенационального движения Оралбай Абдыкаримов, считая, что коррупция в стране есть.
Он отметил, что необходимо принять Дорожную карту борьбы с коррупцией, в которой будут расписаны пошаговые антикоррупционные действия. «Дорожная карта борьбы с коррупцией подразумевает вариативность путей искоренения коррупции. В зависимости от экономической, социальной и криминогенной ситуации необходима оперативная корректировка действий исполнительной власти, правоохранительных органов, институтов экономического развития и предпринимательства, а также гражданского общества и населения», – заключил он.
Г-н Абдыкаримов считает, что появление нового объединения, которое существует на общественных началах и в нем насчитывается пока 12 человек, не будет мешать или дублировать работу других антикоррупционных структур. Филиалы «ЖАНАРУ» имеются во всех областях республики.
Проблема крупнее, чем кажется
По идее, проблема коррупции в Казахстане намного крупнее, чем кажется на первый взгляд.
Причем, если судить по рейтингу «Индекс восприятия коррупции стран мира», который ежегодно готовит международная организация «Трансперенси Интернешнл», существенных подвижек в сфере борьбы с коррупцией в Казахстане не происходит.
Так, в 2008 году Казахстан занял 145-е место из 180 стран в этом рейтинге, два года спустя, в 2010 году, – 105-е место из 178 стран. А потом пошло ухудшение позиций: в 2011 году Казахстан занял 120-е место из 182 стран, в 2012 году – 133-е место из 176 стран. А в прошлом году Казахстан опустился на 140-е место из 175 стран.
Так что можно утверждать, что, несмотря на заявления официальных лиц об их стремлении искоренить коррупцию, она не только не искореняется, но проникает еще глубже в ткань общества.
Можно ли победить коррупцию?
Когда задаешься этим вопросом, всегда возникает соблазн все свалить на власти: они во всем виноваты и потому с них и спрос.
Однако чтобы вести успешную борьбу с коррупцией, мы должны для начала понять ее сущность. В принципе, коррупцию в Казахстане нельзя считать типичной. Она столь же оригинальна, сколь оригинально само общество.
Надо заметить, что в любом другом обществе коррупция не является таким понятием, которое следовало бы приветствовать. А у нас она, судя по наблюдениям, осуждается только тогда, когда кто-нибудь сам становится ее жертвой.
В целом же казахстанское общество к коррупции относится достаточно терпимо, потому что она вошла в свод правил обыденной жизни. И умение пользоваться ею в целях реализации своих амбиций и материальных задач вызывает такое же одобрение или даже восхищение, какое в развитых странах может вызывать профессиональное мастерство человека.
И такое отношение общества к коррупции не может не удивлять. Однажды в своем телевыступлении бывший глава Нацбанка Григорий Марченко с сожалением утверждал, что у нас за бешбармаком можно, не ставя это себе целью, спокойно узнать, кто какую должность за сколько получил.
Например, в других соседних странах, будь то Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, такое вообще нереально. Хвастаться точно не будут, так как такого рода информация совершенно конфиденциальна.
Борцы толпятся, скоро начнут работать локтями
В Казахстане структур, борющихся с коррупцией, становится все больше.
Так, государство наделило соответствующими полномочиями Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция). Кроме этого агентства с коррупцией борются министерство внутренних дел, Генеральная прокуратура, Комитет национальной безопасности.
Но в какой-то момент власти вдруг поняли, что эффективность всех этих структур низкая, и потому повсеместно были созданы общественные советы партии «Нур Отан» по борьбе с коррупцией.
Если прибавить ко всем этим государственным и партийным структурам Общенациональное движение против коррупции «ЖАНАРУ», то получится, что против коррупции в Казахстане не борется разве что ленивый. Но количество борцов не переходит в качество борьбы.
В первую очередь это связано с почти полным отсутствием общественного контроля.
В условиях отсутствия государственной поддержки НПО сильно зависят от политики, проводимой их спонсорами. В такой ситуации говорить об эффективности работы общественных организаций наивно.
Во вторую очередь – с необязательностью самой власти. Очень часто на местах не исполняются прямые распоряжения президента Казахстана об обязательном мониторинге уполномоченными органами сообщений о фактах коррупции в СМИ и немедленной реакции на такие материалы.
Вообще, согласно законодательству, отсутствие реакции на материалы о фактах коррупции, опубликованные в СМИ, с юридической точки зрения можно трактовать как пособничество в коррупции, поскольку такие действия ставят под удар имидж всей страны.
А так как реакции властей нет, то масса публикаций в печатных изданиях, сообщения по телевидению, выступления на пресс-конференциях, где уже преданы гласности противозаконные и преступные деяния судей, прокуроров, силовиков, оглашены доказательства их преступной деятельности, остаются без какого-либо внимания со стороны органов, уполномоченных на борьбу с коррупцией. А между тем чиновники, судьи, публично обвиненные в коррупционных преступлениях, продолжают занимать свои должности.
Так что появление еще одной антикоррупционной структуры может привести к увеличению числа борцов с коррупцией, но не к повышению качества этой борьбы.